Для Виктора Моисеенко вырезание ложек – это целое искусство

«Дорога ложка к обеду», – гласит народная мудрость. А красивая, хорошо сделанная из дерева – тем более! И это не удивительно. Такая ложка, выполненная из экологически чистых природных материалов, приобщает нас к нашей прекрасной истории и даже делает вкуснее любую трапезу.

Для Виктора Моисеенко вырезание ложек – это целое искусство
О том, что вырезание деревянных ложек – это целое искусство, заведующий Борковским сельским клубом-музеем, житель деревни Гвалтовник Виктор Моисеенко знает не понаслышке, а из собственного опыта. Ложкарным мастерством он занимается всего два года, но уже имеет весомую коллекцию ложек, которой очень гордится.

– Я самоучка, – рассказывает мастер. – Свое первое изделие – деревянную ложку – изготовил после того, когда мне, как работнику музея, попался на глаза старинный экспонат ложки. Скорее всего, сельчане ее использовали во время трапезы. Но я тогда и представить себе не мог, что эта простая кухонная утварь заставит меня вспомнить детство, отца и дедушку, которые были умельцами по дереву и металлу, строили дома, мастерили деревянные рамы, бочки и другие предметы для домашнего быта. Конечно же, в их арсенале были и деревянные ложки. Возникла мысль, а почему бы и мне не попробовать смастерить что-то?  

Виктор Васильевич решил начать с деревянных ложек. Подготовил трафарет, инструменты и сырье: заготовки из липы, дуба, осины, березы. Ну и, конечно же, обдумал, какой формы должна быть деревянная ложка: круглой или овальной, плоской, объемной; какое назначение иметь: для солений, шумовка, десертная ложечка или ковш и т.п. С помощью молотка, стамески, резцов и наждачной бумаги Виктору Моисеенко удалось сделать первую столовую деревянную ложку. Как признается мастер, на нее пришлось потратить более пяти часов работы. Сначала вырезал ручку, затем выскреб черпало, отшлифовал. Ложка получилась не только функциональной, но и красивой. Главное, по словам мастера, – аккуратность и внимательность: с виду дерево может быть неказистым, а такую красоту внутри скрывает. 

Сейчас Моисеенко предпочитает делать ложки поэтапно: осенью заготавливает древесные материалы, хранит их в темном помещении, высушивает, обрубает на них все лишнее, а потом уже берется за нож и наждачку, шлифует вручную. Считает, что от состояния полена до готовой ложки она должна побывать в руках мастера не менее двадцати раз. Следует заметить, что ложка только ошкуривается в несколько этапов, снижая зернистость наждачки. Здесь есть еще один нюанс. При использовании ложки по назначению, от воды она начинает ворситься. Поэтому после шлифовки мастер ее мочит и сушит, а потом еще раз шлифует. И так несколько раз. Затем ложка оправляется на просушку. Это пара дней на воздухе летом или на печке зимой. 

Есть у ложкаря и задумка на будущее – украсить свои ложки и ковши. Например, можно вырезать что-нибудь на ручках, либо выжечь определенную надпись: имя или поговорку. Еще одна задумка – научиться делать красивые шкатулки и малые архитектурные формы.

Сегодня у Виктора Васильевича собрана коллекция изделий из дерева. С некоторыми из них могут познакомиться даже шкловчане, так как мастер всегда принимает активное участие в выставках умельцев Шкловщины во время массовых мероприятий в городе.

Следует отметить, что и в музее в Борках хранятся творения мастера. Здесь можно познакомиться и с атрибутами белорусской избы, народным творчеством, этнографией и бытом, экспонатами времен Великой Отечественной войны. А это рушники, вышитые скатерти, чугунок, ткацкий станок, сундук, прялка, этажерка, колыбелька, посуда сельчан прошлого столетия, каски, фляжки и многое другое. Увидеть все можно своими глазами, посетив Борковский сельский клуб-музей. А гостям, поверьте, Виктор Моисеенко всегда рад. Ему есть что показать и о чем рассказать.

Марина РАНДИЦКАЯ.

Фото Павла САВЕЛЬЕВА.

Возврат к списку

Актуальные новости