jour
Администратор

В районном отделе Следственного комитета рассказали о способах хищений денег с использованием банковских карт

Шкловским районным отделом Следственного комитета Республики Беларусь проанализирована практика расследования уголовных дел о преступлениях в сфере информационной безопасности, совершенных в 2019 - 2020 годах, в том числе на основании анализа преступности в данной сфере в Могилевской области.

Установлено, что абсолютное большинство преступлений (порядка 85%) совершено в отношении граждан, которые добровольно, будучи введенными в заблуждение, передали реквизиты своих банковских карт злоумышленникам, с использованием которых последними и совершались хищения денежных средств с банковских счетов. 

Основными способами совершения хищений с использованием банковских карт являются:

несанкционированный доступ к аккаунтам социальных сетей либо осуществление звонков потерпевшим посредством мобильной связи от имени представителей банков, в том числе с использованием номеров сервис-центров, получение под различными предлогами у потерпевших реквизитов банковских карт и иных сведений (логины, пароли, разовые коды и сеансовые ключи), и последующие хищения денежных средств (порядка 80% преступлений);

несанкционированный доступ к аккаунтам социальной сети «Одноклассники» (регистрация дубликата аккаунта) с предложением получить денежные средства в качестве «бонуса» в связи с юбилеем со дня образования банка, получение реквизитов (иных сведений) банковских карт для перевода денежных средств и их хищение (около 2% преступлений);

пересылка посредством электронной почты вирусных программ, которые позволяют удаленно управлять устройством, в том числе использовать электронные ключи и подписи для формирования платежных поручений на перевод денежных средств со счетов юридических лиц (примерно 3,5% преступлений);

под предлогом приобретения товаров через сайт объявлений «Kufar.by» потенциальный покупатель предлагает продавцу предоставить реквизиты банковских карт, на которые нужно перевести денежные средства в качестве оплаты за товары, после чего, завладев реквизитами карт, похищает денежные средства (около 3,5% преступлений);

блокировка персональных компьютеров граждан с выдвижением от имени представителей МВД Республики Беларусь требований об уплате штрафа (перевод на указанные банковские карты либо электронные кошельки) под различными предлогами (как правило, за просмотр порнографических материалов) (примерно 1% преступлений (в настоящее время преступления данным способом практически не совершаются).

Вместе с тем, ежедневный мониторинг поступающих в следственные подразделения области заявлений (сообщений) о преступлениях показывает, что проводимая профилактическая работа в сфере безопасности не достаточна, граждане продолжают предоставлять свои личные данные преступникам.

Так, только за один день ноября 2019 года в г.Могилеве и г.Бобруйске совершены хищения со счетов более 100 клиентов различных банков.

К примеру, 17.12.2019 Могилевским межрайонным отделом Следственного комитета Республики Беларусь возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.14 и ч. 4 ст. 212 УК Республики Беларусь по факту хищения с использованием компьютерной техники денежных средств с банковских счетов 27 жителей г.Могилева на общую сумму 53231 рубль 83 копейки.

Его расследование показало, что неустановленные лица посредством осуществления звонков потерпевшим от имени представителей банков, в том числе с использованием сервисных абонентских номеров банков, завладели реквизитами банковских карт потерпевших и разовыми кодами на осуществление конкретных операций, с использованием которых и совершили хищения.

С целью предотвращения совершения хищений с использованием компьютерной техники прежде всего необходимо не передавать свои личные данные и данные о реквизитах банковских карт посторонним лицам, особенно посредством переписки в сети Интернет, при поступлении же сообщений от друзей и знакомых, в обязательном порядке необходимо перезвонить им либо иным образом связаться с ними, чтобы убедиться, что это действительно ваши знакомые.
Также необходимо иметь ввиду, что у работников всех банков имеются все данные о клиентах, и их представители не будут звонить и просить вас уточнить либо проверить, а тем более сообщить им какую-то информацию.