jour
Web-редактор портала ШкловInfo.by

Год малой родины: Неизвестное о деревнях Шкловщины (часть 2)

Пожалуй, в каждом населенном пункте есть свои предания, места гордости или поклонения, или, может, забытые памятники архитектуры. А, может, он знаменит просто тем, что существует. И в год малой родины мы постарались найти что-то особенное на территории, которая называется знакомым и родным именем – Шкловщина. Что-то из того, что вы прочтете, подтверждается документами, другое, возможно, просто вымысел. Но то и другое существует, а значит, это нужно знать.

Слижи

Есть в Шкловском районе такие деревни, где редко ступает нога человека, кроме приезжих туристов и трактористов, бороздящих местные поля. Одна из таких деревень – Слижи.  Впервые в рукописных источниках она упоминается в 1651 году. О том, что когда-то деревня процветала, говорит наличие руин церкви Преображения господня и сохранившимся стенам плебании (двор священника, находившийся возле храма, включал жилой дом и хозпостройки). О церкви нет абсолютно никакой информации, кроме даты постройки – 19 век.

Дубровка-2 

При въезде со стороны Потапово по правую сторону дороги находится кладбище. Здесь под сенью берез нашли свой последний приют и католики и православные. Для жителей этой деревни это место имеет особый смысл. «Белая гора» – такое название можно услышать от них. Старожилы говорят, что здесь раньше выпадает и позднее сходит снег. Возможно, в этом и кроется смысл названия возвышенности. Кроме этого, «Белая гора», исходя из названия, является своеобразным местом спасения. Люди, похороненные здесь, очищаются от совершенных на земле грехов и обретают покой. Конечно, в эти поверья местного населения можно вполне обоснованно не верить. Но… 

Долгое время, рассказывают уроженцы этих мест, на кладбище обитал ворон. Он, словно хранитель какой-то тайны, честно выполнял свой долг: оберегал тишину и покой Белой горы. 
Внизу, под Белой горой, расположено озеро под названием Святое. Созвучное «имя» с могилевским водным объектом совпадает и с легендой о его появлении: церковь, ушедшая под землю. Хотя считается, что само название «Святое» пришло еще из дохристианских времен.

Староселье

Немного левее от Александрии находится интересное с исторической точки зрения местечко – Староселье.  В 2006 году здесь был найден зуб мамонта, которому может быть больше 150 тыс. лет. Вы еще сомневаетесь, что о зубах нужно заботиться смолоду?

Был здесь и «вдовий камень», по преданию желанном для женщин, чьи мужья пьют много спиртного. К сожалению, камень засыпали при разработке карьера по добычи песка. В Староселье есть еврейское кладбище. Но так как евреев в деревне не осталось, оно оказалось заброшенным. В 2011 году на территории кладбища была поставлена каменная плита с надписью о захоронении здесь раввина.

Троица

Интересна тем, что здесь находится памятник природы местного значения «Троицкие дубы».  Да, оказывается, и у самой природы бывают памятники.

На сайте министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды они носят название «Отдельно стоящие дубы». Вообще, подавляющее большинство деревьев-памятников в Беларуси представляют именно дубы. Объясняет этот факт то, что дуб - дерево долгожитель. Время его жизни может достигать 1500 лет. Дерево большое, величественное и само по себе внушает почтение. Не случайно многие народы почитали дуб и поклонялись ему. Объявляли отдельные деревья и дубравы священными и неприкосновенными. Устраивали в них свои святилища. Дуб считался священным деревом древних кельтов, германцев, балтов, славян. Считалось, что человек, посадивший дерево находится под особым покровительством его божества.

Дымово

Известна эта деревушка с 1541 года. Не так давно телекомпания «СТВ» в своем видеосюжете предложила варианты происхождения названия деревни. По наиболее вероятной версии оно может происходить от названия единицы сельского хозяйства: в Великом княжестве Литовском её называли просто «дым» (состоял из дома, построек, разных сельскохозяйственных угодий, скота и инвентаря). Однако на эту тему существует и красивая легенда: Однажды один человек начал готовить свою делянку. День он дерево рубит, два рубит, три рубит, пни корчует, на четвёртый день устал, сел на пенёк и отдыхает. А мимо шёл какой-то мужик. Говорит: «Что, устал? Давай помогу тебе». И не успел тот глазом моргнуть, как делянка уже расчищена, пни выкорчеваны, сожжены, а пепел по полю рассеян.

Тот человек на этой делянке посеял рожь, построил дом и разбогател, благодаря этому чудесному прохожему. И однажды, в святое воскресенье, вышел из дома, сел на крыльцо и ест хлеб с маслом. Мимо идёт старенький дедок с сумкой и посохом, подошёл к нему и говорит: «Добрый человек, я уже три дня иду, ничего не ел. Можно мне кусочек хлеба?». А тот ему отвечает: «Ходят тут, да я лучше собаке своей отдам, она мой дом сторожит. А ты тут бродишь, только воздух портишь, а ну иди отсюда, пока я на тебя собаку не спустил».

И как только он так сказал — глядь, а перед ним не старик стоит, а тот мужик, который помог ему богатым стать. Понял он, что это сам Бог к нему пришёл, но поздно уже было. Свернула молния, дом его задымился, всё дымом затянуло, а когда тот рассеялся, никто уже больше ничего не увидел: ни дома, ни человека, ни поля. А на том месте был такой же лес, как и до этого. Вот люди и начали это место называть «местом, где богатство дымом пошло» — Дымовка. А после просто Дымово.

Здесь еще можно найти то, что осталось от усадьбы Турбиных.

* На фото: руины церкви в д.Слижи. Фото Николая Гончарова