jour
Корреспондент

О востребованности профильного обучения в районе рассказали в отделе по образованию

Профильное обучение для белорусских школ явление не новое. Отказавшись от него в 2008 году, вместо профильных предметов ввели факультативы. Однако несколько лет спустя профильное обучение стало возвращаться в школы, но с новым подходом. Об этом нам рассказала заведующий ГУМУ «Шкловский районный учебно-методический кабинет» Антонина КАРПИНА. 

– Профильное обучение позволяет учащимся наряду с получением общего среднего образования на 3-й ступени изучать некоторые учебные предметы на повышенном уровне. Его цель – создание условий для успешного профессионального самоопределения школьников, – говорит Антонина Анатольевна. – Профильное обучение способствует выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности, знаний, умений, навыков, опыта, связанных с будущей профессиональной деятельностью. В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях образования функционируют классы профессиональной направленности для ориентации на получение различных специальностей. Наш район не исключение. В этом году будет первый выпуск учащихся педагогических классов в Александрийской СШ и гимназии г.Шклова. Кроме этого, десятиклассники Александрийской и Городищенской средних школ, а также Старосельского, Фащевского и Черноручского УПК д/с – СШ обучаются в пяти классах аграрной направленности. 

В педагогических классах в рамках учебных часов учащиеся изучают на повышенном уровне тот учебный предмет, учителем которого планируют стать в будущем. Кроме этого, они должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс». Учащиеся аграрных классов также изучают предметы на повышенном уровне и посещают факультативное занятие «Введение в аграрную профессию. X-XI класс». Записи об усвоении факультативных курсов вносятся в аттестат. 

Как пояснила Антонина Карпина, профильное обучение осуществляется по трем моделям. По первой модели на повышенном уровне весь класс изучает какие-либо два-три предмета. По второй – класс делится на несколько групп, в которых учащиеся изучают на повышенном уровне разные предметы. По третьей – в классе выделяют одну или несколько групп для изучения предметов на повышенном уровне, остальные ребята занимаются по обычной программе. Чтобы попасть в профильный класс или группу, средний балл свидетельства об окончании базовой школы должен быть не ниже шести, а по выбранным профильным предметам – не ниже семи. Как правило, для изучения на повышенном уровне учащиеся выбирают те учебные предметы, по которым планируют сдавать централизованное тестирование.

О том, что с каждым годом все больше школьников считают профильное обучение помощником в выборе будущей профессии, свидетельствуют цифры. Антонина Карпина отметила, в текущем учебном году 152 учащихся 10-11 классов в 9 учреждениях образования района, а это 50,5 процента, изучают учебные предметы на повышенном уровне. Для сравнения: в прошлом, 2017/2018 учебном году, охват учащихся 10-11 классов составлял 48,9 процента. В целом, за три последних года данный показатель вырос на 16,5 процента. Предметы на повышенном уровне преподают 40 педагогов. Из них 95 процентов имеют первую и высшую квалификационные категории.

Время требует от учащихся умения видеть свою жизнь в перспективе. Профильное обучение на старшей ступени – это, безусловно, шаг к профессиональной ориентации образования, формированию способности планировать свой дальнейший жизненный путь.