jour
Администратор

«Районка» узнала, как обстоят дела со спросом и предложением продуктов питания на Шкловщине

16:3320.03.2020 Общество
«Все страньше и страньше!» – говаривала Алиса из повести Льюиса Кэрролла. Иногда лучше этой фразы некоторые ситуации и не опишешь. Вот только интересно, окажись Алиса в современном магазине, ее кот нашептывал бы ей слова «Бери гречку!», оставляя после лишь легкую улыбку в воздухе? Главное, в этих размышлениях не отрываться от реальности и со всей объективностью оценивать происходящее вокруг. Сегодня в центре нашего внимания – то, без чего не обойтись – продукты питания. Предлагаем вам виртуально пройтись с нами по магазинам и узнать, что значит спрос и предложение по-шкловски. 

002.jpg

Немного цифр

«За 2019 год темп роста розничного товарооборота через все каналы реализации к соответствующему периоду 2018 года в сопоставимых ценах составил 106% при прогнозе на год в 104,5%», – комментирует экономическую составляющую в сфере торговли заместитель председателя райисполкома Сергей Низовец. Это значит, что в прошлом году покупатели превзошли все ожидания маркетологов по спросу на товары. Сергей Александрович указывает и на еще одну немаловажную деталь – доходы населения: «По итогам работы за январь-декабрь 2019 года среднемесячная заработная плата по району составила 892,7 рубля. За период январь-февраль нынешнего года средняя зарплата равнялась 903,8 рубля». 

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, расходы белорусов на продукты питания за последние пять лет варьируют в пределах 38,7- 41,9%  в структуре потребительских расходов. А что предпочитают покупать шкловчане?

Экскурсия по объектам торговли 

По официальным данным удельный вес Шкловского райпо в объеме розничного товарооборота составляет 30,7 %, то есть на данный момент в районе преобладают торговые объекты райпо. Для сравнения доля других ритейлеров разнится от 6 до 9%. Одним из крупных магазинов, давно известного шкловчанам, является универсам «Парковый». 

011.jpg

 Полки в нем уставлены продуктами первой необходимости и теми, которые предпочитают гурманы. «Дыр» в рядах нет. Слегка удивившись вопросу о возможной нехватке товаров, работники магазина нам объясняют, что запасы имеются на складах, и после приобретения покупателями чего-либо на место купленного товара сразу же ставится новый. Основной наплыв покупателей, как и раньше, случается в выходные дни.

 «Наверное, только последние три дня чуть больше обычного стали покупать крупы – это рис, гречка, а также сахар, соль, макароны», – отмечает продавец 6-го разряда Елена Баделько. Но о повышенном спросе речи не идет. Цены на эти позиции в сети райпо не повышались, а по ряду продуктов еще действуют акции. Отводят нас и на склад магазина, чтобы мы смогли самостоятельно убедиться в том, что, сколько бы мы сейчас не купили, весь продукт не заберем. 

004.jpg

 Не налегают особо шкловчане и на фрукты-овощи. Для подтверждения мы кроме магазинов специально прошлись и по рядам Центрального рынка. Представители частного бизнеса говорят  про обычный спрос, не отличающийся от предыдущих дней. В свободной продаже – фрукты, овощи, зелень, сухофрукты и прочие продукты. 

013.jpg

 На селе в магазинах выбор тоже имеется. В магазине агрогородка Малые Словени преобладающее большинство товаров отечественного производства, в продаже есть та же «молочка», фрукты и свежие овощи, колбасные изделия и широкий выбор бакалеи. 

017.jpg

 Мужчина, стоящий в очереди, убежден, что про запас брать не стоит. Кто-то высказывает мнение и об ограниченных сроках хранения продуктов, и меняющихся вкусовых предпочтениях. 

Другая реальность

Не лишним будет заметить, что в одном из торговых объектов города все же можно наблюдать нехватку определенных видов товаров. В магазине отмечают, что все из-за повышенного спроса покупателей, которые вдруг решили именно здесь запастись гречкой и мукой. Возможно, кому-то стал известен шедевральный кулинарный рецепт из этих продуктов, но нам об этом так никто и не рассказал. Может, кто-то действительно решил запастись продуктами и ограничить себя от дальнейшего посещения магазинов. Но что тогда делать с продуктами первой необходимости и случайностей вроде «ну, очень захотелось»? Во всяком случае, мы не ставим перед собой цель поиска причин увиденного. А пока все, что мы реально увидели сегодня, 20 марта, пройдясь по торговым объектам, представлено на фотографиях. 


Комментарий

Ирина Шатова, врач-психотерапевт УЗ «Шкловская ЦРБ»:

– Потребность в покупке может зависеть от разных причин: объективной необходимости, иллюзии человека контроля своей жизни (ситуации), подкрепления своей низкой самооценки через покупку (в том числе и ненужных в данный момент вещей) и других. Человек может совершать покупки "про запас", превышающие потребности, по причине всесторонней информации о каких-либо угрозах; у тревожных личностей необдуманные покупки являются фактором снижения внутреннего напряжения и ложного подтверждения контроля над ситуацией. Кроме этого необходимо не забывать про влияние маркетингового хода, который заключается в выкладывании на прилавки продуктов/вещей первой необходимости при входе в магазин. А если человек с тревогой, страхом, паникой помимо постороннего потока информации еще и визуально замечает изменения в привычном магазине, он невольно будет брать именно эти продукты.