jour
Администратор

Проблему детского травматизма в Шклове обсудили начальник ИДН, педиатр и психолог

14:5329.05.2020 Общество
1 мая стартовала республиканская межведомственная программа «Забота». Одной из ее основных задач является профилактика несчастных случаев среди несовершеннолетних. Однако, несмотря на меры профилактического характера, случаи получения травм детьми и подростками фиксируются ежегодно. Редакция районной газеты решила узнать, как и почему дети получают травмы и, самое главное, можно ли этого избежать. В диалоге приняли участие начальник инспекции по делам несовершеннолетних Роман Бакунович, заведующая педиатрическим отделением Шкловской ЦРБ Елена Новикова и психолог социально-педагогического центра Виктория Павлович.
Новикова 005.JPG
Елена Новикова

Уланово 049.JPG
Роман Бакунович

Уланово 032.JPG
Виктория Павлович

– Актуальна ли для Шкловщины тема детского травматизма? Часто ли регистрируются такие факты, и существует ли вообще какая-то статистика?

Елена Новикова: Чаще всего после получения ребенком или подростком травмы, представляющей опасность для здоровья, он доставляется в учреждение здравоохранения для оказания медицинской помощи. И, конечно, все обращения фиксируются, в некоторых случаях о них сообщается в правоохранительные органы. К сожалению, травмы – наиболее распространенная причина детской смертности и инвалидности. Причем большинство повреждений дети получают дома, и при соблюдении элементарных правил безопасности их можно было бы избежать.

Роман Бакунович: РОВД проводит проверку для установления обстоятельств получения травм. Возможно, ребенок травмировался не сам, а повреждения ему были кем-то причинены. Если говорить в целом, то уже в этом году мы проводили 6 проверок по данным фактам. В 2019 году ИДН разбиралась в 13 фактах травмирования несовершеннолетних, в 2018-м проводилась проверка по 15 случаям. 

– Применительно к Шклову, какие травмы среди детей встречаются чаще всего?

Елена Новикова:  Одно из ведущих мест среди наиболее распространенных травм и причин серьезных повреждений у детей занимают ожоги, включая ожоги паром. Распространены случаи получения ушибов, переломов, травм внутренних органов и головы в результате падений, в том числе и на детских игровых площадках. В этом же ряду – отравления ядовитыми веществами или таблетками, травмы, полученные от острых и колющих предметов, несчастные случаи на воде и причиненные в результате ДТП.

Роман Бакунович: Здесь я могу дополнить только то, что уже в этом году наряду с озвученными Еленой Ивановной фактами ожогов, когда ребенок обернул на себя кружку горячего чая, и другими обстоятельствами, к травмам привели и своеобразные игры детей. В одном случае подростки, оставшиеся  без наблюдения взрослых, в результате драки причинили себе повреждения, а в другом травму головы получил ребенок, когда дети бросались камнями. 

– А можно ли выделить главные причины, по которым происходят подобные происшествия?

Виктория Павлович: По статистике, большинство несчастных случаев с детьми связано с неоправданным риском. Да, родители хотят, чтобы дети сами просчитывали свои действия, по крайней мере, в том, что касается их безопасности, ведь они часто делают то, что является потенциально опасным: могут забраться на мост или на заброшенную стройку, играть со спичками, съесть всю упаковку витаминов, хотеть погладить незнакомую собаку. Осознание опасности зависит от возраста. Обычно активная перестройка мозга идет 2-3 года. У кого-то с 12 до 14 лет, у кого-то с 15 до 18. Все индивидуально. Подросток будет выбирать опрометчивые, эмоциональные, неверные решения до тех пор, пока в голове у него все процессы роста не завершатся. Из-за этого подросток сначала делает, а потом думает. И если спросить после опрометчивого поступка: «Чем ты думал?», он ответит: «Не знаю…». И это будет правдой. Безрассудное поведение может возникать и под влиянием сверстников, и при поиске новых ощущений, когда опасность подогревает любопытство.

Роман Бакунович: В ходе проведения проверок мне приходилось сталкиваться с тем, что подростки осознают опасность, знают, что, к примеру, нельзя бросаться камнями даже в шутку. И после того, как случается трагедия, оправдывают свое поведение тем, что не думали, что такое может случиться, или допускали, что может случиться, но точно не с ним. И не важно, кто первый начал: если были совершены действия, направленные на возможное причинение вреда здоровью другому человеку, непременно последует ответственность. Поэтому мы стараемся донести до подростков с самого раннего возраста понимания, что «веселье» продлиться минут пять, а последствия, когда один оказывается в больнице, а другому «светит» реальная ответственность, могут быть на всю жизнь. То же самое касается и других поступков. Сколько раз уже говорилось «Не лазьте, дети, на мост», все равно идут. 

Елена Новикова: Здесь еще важно отметить, что чувство страха присутствует в любом возрасте, и если более взрослых детей оно «подогревает», то в раннем возрасте детки еще не могут оценить опасность. И в этом случае ответственность всецело лежит на родителях. Новости, когда дети проглатывают батарейки, выпадают из окон, шокируют. Многих серьезных травм можно избежать, если родители и воспитатели внимательно будут следить за детьми и за тем, чтобы их окружение было безопасным.

– И что, на ваш взгляд, нужно делать, чтобы минимизировать риски получения травм?

Елена Новикова: Родителям важно понять, что полностью запретить ребенку узнавать окружающий мир невозможно, главное в этом –  уметь увидеть возможную трагедию и избежать ее. Детей необходимо обучать обращению с предметами и явлениями, которые представляют угрозу или могут травмировать:  с открытым огнем, бытовыми и электрическими приборами, острыми и бьющимися предметами и так далее. Чтобы избежать ожогов, родителям нужно хранить спички, зажигалки, электроприборы и шнуры, огнеопасные жидкости подальше от детей; устанавливать плиты с ограничением доступа к ним детей. 
Маленькие дети любят класть предметы в рот, поэтому мелкие предметы нужно держать подальше, чтобы ребенок их не проглотил или не вдохнул. Ядовитые вещества, лекарство, отбеливатели, кислоты и горючие жидкости (бензин, керосин, и др.) ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для питьевых продуктов. Все подобные вещества в подписанных емкостях хранятся подальше от детей. Важно научить детей правилам поведения на воде и ни на минуту не оставлять ребенка без присмотра вблизи водоемов. Взрослые обязаны обучить ребенка правилам поведения на дороге, а также обеспечить безопасность ребенка в транспорте – дети должны всегда пристегиваться ремнем безопасности, находиться на специальном сиденье.

Виктория Павлович: Со своей стороны я могу порекомендовать, как донести это до ребенка. Очевидно, что не стоит ставить в один ряд ребёнка: дошкольника и подростка. В дошкольном и младшем школьном возрасте можно рассказывать ребенку, почему нельзя перебегать дорогу в неположенном месте, почему нельзя играть со спичками, почему нельзя брать чужое и т.д. Ребенок должен понимать причины. Для этого можно показать логическую цепочку на личном примере или с помощью героев любимых сказок. Важен и личный пример родителей. Например, если родители перебегают дорогу в неположенном месте, то вряд ли ребенок будет делать по-другому.
В подростковом возрасте уже формируется способность просчитывать, анализировать и контролировать последствия своих действий для себя и окружающих. Неспроста возраст уголовной ответственности за ряд преступлений наступает с 14 лет. Простые запреты не помогут. Некоторые подростки даже будут рады нарушить запрет из-за чувства противоречия, упрямства, желания бросить вызов обществу. Единственный способ уберечь подростка – логическое обоснование и разговор как со взрослым человеком. Ему нужно объяснить, какие конкретные опасности таит в себе стройка, оголённая электропроводка. Также можно красочно обрисовать трагические последствия ошибки, невнимательности, неверного шага. Такой доверительный разговор зачастую эффективен и подросток будет внимательнее и осмотрительнее, а также научится отвечать за свои поступки.

– Раз уже затронули тему ответственности, какие меры воздействия предусмотрены законодательством в случаях, когда результатом каких-либо деяний становится травмирование ребенка?

Роман Бакунович: В рамках правового поля есть ответственность как административная, так и уголовная. Например, за умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 Уголовного кодекса Республики Беларусь) и тяжкого телесного повреждения (статья 147) предусмотрено наказание вплоть до реального лишения свободы. Кстати, ответственность по этим составам наступает с 14 лет. Кроме того, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье. Думаю, не лишним будет напомнить, что за оставление ребенка в опасности предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст.159 УК Республики Беларусь. Поэтому основная истина с годами не меркнет – Уважаемые взрослые, заботьтесь о себе и о своих детях!