jour
Администратор

"Ответила, услышала мужской голос. Человек представился банковским работником". Шкловчанка лишилась денег после телефонного звонка

10:4111.09.2020 Общество
У шкловчан продолжают пропадать деньги с банковских карт. Среди совершенных преступлений преобладают хищения с использованием реквизитов банковских платежных карт, полученные от владельцев благодаря приемам социальной инженерии, либо на мошеннических интернет-ресурсах. Причем зачастую жертвами злоумышленников потерпевшие становятся из-за собственной беспечности. Как наживаются на доверчивости граждан, и можно ли противостоять мошенническим схемам, узнавал корреспондент районной газеты.

«Повезло, что сумма небольшая»

– С такими ситуациями я никогда не сталкивалась и не знала, что делать. Уже потом начала звонить знакомым, родным, предупреждать, чтобы не доверяли сомнительным звонкам и были более внимательными, – рассказывает, уже осознав произошедшее, Татьяна. Она, как и другие шкловчане, лишилась денежных средств, находившихся на ее карт-счете. Схему злоумышленники использовали уже отработанную, известную правоохранителям и не раз озвученную в СМИ. Но от этого она не стала менее действенной. И женщина за свою доверчивость заплатила рублем.

– Вечером 20 августа на кухне готовила ужин, как раздался телефонный звонок на мобильный. Я ответила, услышала вежливый мужской голос. Человек представился банковским работником. Потом назвал мои фамилию, имя, отчество, номер карты. Спросил, оплачивала ли я по ней в последнее время покупки через интернет, либо передавала ли кому-нибудь ее реквизиты. Объяснил, что по моей карте хотели расплатиться, и ему нужно посмотреть, были ли с моей карты совершены какие-либо действия. Для этого ему нужны три цифры с обратной стороны. Я назвала, и звонок прервался, – вспоминает недавние события Татьяна. Спустя время женщина решила узнать, в безопасности ли ее денежные средства, и перезвонить на входящий номер.  – Увидела, что номер телефона – Эстония. У меня паника. Сразу мелькнула мысль, а есть ли у меня деньги на карте… Их не оказалось. В тот же вечер мы обратились с мужем в милицию.

Из находившихся на счете Татьяны около 150 рублей после звонка остался 1 рубль 71 копейка. Теперь женщина даже называет везением, что сумма на карте была сравнительно небольшая, но неприятный осадок все равно остался. «Будет наука на будущее», – заключает женщина, попутно говоря, что и в интернете она совершала покупки всего один раз полгода назад. 

Взгляд с позиции закона

Сейчас материалы проверки по данному факту  находятся в районном отделе Следственного комитета. Его начальник Андрей Морозов отмечает, что в последнее время поступает все больше обращений по поводу хищений денежных средств с банковских карт. И эта тенденция характерна для всей республики. 

морозов роск.jpg «Если проанализировать ситуацию в нашем районе, получается, что потерпевшие в большинстве своем – люди среднего возраста, имеющие, как правило, высшее образование. Раскрытие таких дел осложняется тем, что люди, осуществляющие звонки, находятся за пределами страны и используют схемы, которые сложно вычислить», – комментирует начальник отдела. 

Отмечает он и то, что такие звонки, когда собеседник представляется работником банка – далеко не единственный способ получения доступа к счету. Довольно часто сейчас встречаются случаи, когда потенциальной жертве отправляют ссылки на фишинговые (мошеннические) системы, которые внешне схожи с легальными сайтами или онлайн-площадками. 

Еще один способ мошенничества – выманивание денег в качестве предоплаты за определенный товар. Андрей Морозов вспоминает одно из таких расследованных дел. «На популярной интернет-площадке объявлений жительница Витебска разместила информацию о продаже детской коляски. Ей заинтересовалась шкловчанка, связалась с «продавцом», которая в свою очередь сразу же попросила перевести предоплату за товар в размере 70 рублей. После получения денег исчезла. В этом случае и личность, и местонахождение злоумышленницы были оперативно установлены, даже ущерб шкловчанке удалось возместить. Но так бывает не всегда. Встречаются случаи, когда злоумышленники, находясь за границей, в ходе переписки предлагают перевести предоплату за товар на карточку продавцу и просят сообщить ее номер и срок действия. Затем под вымышленным предлогом просят назвать трехзначный код на обратной стороне. Этих данных достаточно, чтоб похитить деньги». 

Продолжают использоваться в качестве инструментов завладения денежными средствами и соцсети. В них могут рассылаться и просьбы о финансовой помощи, и сообщения о выигрыше в лотерею, а также предложения дополнительных заработков и прочие. 

К тому же, способы обмана с целью завладения деньгами продолжают развиваться и пополняться новыми идеями. И в этом разнообразии конечный итог зависит исключительно от бдительности граждан.

Как не попасться на уловки мошенников?

юрчонок.jpg«Сотрудники банка никогда не запрашивают по телефону информацию по реквизитам банковской платежной карточки, – сразу расставляет акценты Татьяна Юрчонок, управляющий операционной службой  ЦБУ №726 «ОАО АСБ Беларусбанк» в г.Шклове, куда мы обратились за комментарием. – Единственное, что мы можем сделать – это в случае необходимости уточнения каких-либо данных попросить прийти в отделение банка с паспортом. Каждому держателю карты нужно помнить, что настоящим сотрудникам банка нет необходимости уточнять у клиентов какие-либо персональные данные – финансовые учреждения располагают ими в полном объеме с самого начала обслуживания».


Существуют и определенные правила, соблюдения которых позволит не попасться на уловки мошенников. К примеру, не стоит никому сообщать ПИН-код от карты, CCV2/CVC2-код (трехзначное число на обороте), свои логин и пароль от личного кабинета в Интернет-банкинге, пароль 3D Secure, SMS-пароль. А подключенная услуга «SMS-оповещение» позволит незамедлительно узнать о несанкционированных операциях с использованием карты и оперативно принять меры. Советуют в банке для операций в интернете завести отдельную виртуальную карту и переводить на нее по мере надобности ровно ту сумму, которую планируется потратить в ближайшее время.

Акцентирует внимание Татьяна Юрчонок на том, что похитить деньги технически достаточно трудно, поэтому мошенники идут по пути социальной инженерии – метода получения информации, при котором человек сам предоставляет все конфиденциальные сведения о карте. Злоумышленники могут попросить данные карты или предложить ввести их в якобы интернет-банкинг вашего банка по ссылке. Но на самом деле там будет фишинговый сайт, специально сделанный так, чтобы выглядеть максимально похожим на настоящий. 

И в условиях возросшего риска попасть в ловушку киберпреступности главный совет остается неизменным – не терять бдительность и никому не сообщать персональные данные и реквизиты своей карты. При малейшем подозрении на недобросовестность звонящего сошлитесь на занятость, прервите разговор и сами наберите в банк, чтобы удостовериться в своей безопасности.