Ил-2: битва за Родину. 23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион»

Ил-2: битва за Родину. 23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион»

В годы Великой Отечественной войны Ил-2 был нечто большее, чем просто боевой самолет. Он заслуженно получил в народе название «летающего танка», а солдаты Вермахта называли его «черной смертью». Самоотверженность летчиков и мощность самолетов во многом приблизили Победу, символом которой и стал Ил-2.

Как создавался «летающий танк»

Ил-2-3.jpg

Идея создания мощного штурмовика возникла еще в 30-х годах прошлого века, когда в СССР не было ни одного бронированного самолета. С инициативой выпуска такового выступил известный конструктор Сергей Ильюшин, он же и стал проектировщиком самолета. По его замыслу, броня должна была стать частью конструкции самолета. 

В 1939 году летчик-испытатель Владимир Коккинаки совершил на Ил-2 первый вылет. А спустя два года было налажено серийное производство Илов.  Всего за годы войны было выпущено 36 тысяч самолетов. Первоначально штурмовик был одноместным, но это приводило к большим потерям, так как никто не прикрывал пилота от истребителей сзади, поэтому впоследствии были разработаны двухместные самолеты.

Первый бой с участием штурмовика состоялся через пять дней после начала войны. Пятерка Ил-2 нанесла удар по колонне германской техники в районе Бобруйска. 

В небе Шкловщины

23 июня 1944 года началась наступательная операция «Багратион» по освобождению Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. В ходе данной операции была освобождена Шкловщина. Наступающих воинов 49-й армии поддерживала 4-я воздушная армия, основной ударной силой которой были штурмовики Ил-2.

В книге «Память. Шкловский район» собрано немало свидетельств геройских атак Илов. Благодаря их помощи наземным войскам 24-25 июня противник отступал с промежуточных рубежей рек Бася и Проня. Бомбардировочно-штурмовые удары наносились несколькими заходами с высот от 1000 до 200 метров. Так, 25 июня наземные войска подошли к Днепру и заняли плацдарм на правом берегу. Дальнейшему продвижению мешала не давала группировка противника в районе Барсуки-Купелы-Ольховка. И на помощь пришли, вернее, прилетели самолеты. В результате атаки 16 Илов 198-го штурмового авиационного полка было частично парализовано действие артиллерии, самоходных пушек и живой силы противника, а группа наземных войск генерал-лейтенанта Тюрина атаковала занимаемые противником позиции и 26 июня вышла к железной дороге Шклов-Могилев.

В дальнейшем штурмовики уничтожали автоколонны, которые противник отводил по дорогам Шкловщины. В результате трех дней операции и 252 самолето-вылетов было уничтожено 250 автомашин с различным грузом, 9 танков, до 1000 вражеских солдат и т.д., разрушена переправа возле деревни Троица. Во время отвода своих войск противник использовал и железнодорожные перевозки. В целях их срыва по дороге Могилев-Орша было произведено 20 вылетов 233-й штурмовой дивизии и взорвано 2 железнодорожных эшелона на станции Шклов. Также было произведено 16 вылетов на уничтожение эшелонов в районе железной дороги Шклов – Могилев. 

История одного самолета

ил-2-5.jpg

«Конечно, это был уникальный самолет для своего времени, – говорит поисковик Сергей Харлантьев. – В одном лице и штурмовик, и бомбардировщик, и истребитель. Во многом благодаря этим самолетам было установлено господство советской воздушной армии в небе и достигнута желанная Победа». 

Для Сергея Владимировича Ил-2 имеет особое значение. С участием и помощью нашего земляка три года назад происходил подъем данного самолета в Кировском районе Ленинградской области. Самолет находился на глубине более 8 м в болоте. Подобраться к нему было сложно, вода быстро заполняла места раскопок, и в общей сложности процесс растянулся на 20 лет. Для его завершения потребовалась сложная техника, в том числе и помпы, откачивающие воду. Когда поисковики добрались до кабины пилота, там был обнаружен погибший летчик. По сохранившейся медали «За оборону Ленинграда» была установлено его имя – Леонид Усов, 20-летний младший лейтенант, уроженец Тамбовской области. Летчик числился пропавшим без вести. Как свидетельствуют архивные документы, 25 июля 1943 года самолет ИЛ-2 14-й ВА и 703-го ШАП под управлением Усова отстал от группы и при заходе на цель был сбит зенитной артиллерией, упав в болото. Медалью летчик был награжден за 5 дней до своего последнего боя.

Справились поисковики и со сложной задачей разыскать родных погибшего воина. Оказалось, что до сих пор живет в Тамбовской области невеста, которая ждала его с войны. Спустя много лет солдат вернулся домой.

Принимал участие в подъеме Ил-2 и еще один шкловчанин – водолаз-спасатель станции ОСВОД Евгений Губенко. Для него вахты памяти по поиску незахороненных солдат – важная часть жизни. «Когда родственники тех солдат, чьи имена удалось установить, говорят нам «спасибо», мы понимаем, что главная цель нашей упорной работы достигнута», – говорит Евгений Михайлович. И бережно хранит отличительный знак «Участнику подъема Ил-2» от поискового объединения «Северо-Запад», которым был награжден вместе с Сергеем Харлантьевым.

Ил-2.jpg

Говоря о значении поисковой деятельности, Сергей Харлантьев отмечает: «Многие десятилетия жены и дети пропавших без вести ждут их и верят в то, что те погибли героями. Иногда оставляют завещание: похороните меня рядом с мужем, когда он вернется с войны. Находя погибших солдат и возвращая их в семьи, мы возвращаем в эти семьи покой. А также помогаем упокоиться душам солдат и офицеров, ведь перезахоронение происходит по православным канонам». В прошлом году за одну вахту памяти с его участием за две недели было поднято из земли и захоронено 642 человека. Из них установлены имена 18 – по смертным медальонам, запискам в гильзах, номерным наградам, надписям на котелках или фляжках…

Ил-2-1.JPG

…75 лет нет на белорусской земле войны. Мы можем мирно сеять хлеб, растить детей, а небо над нашими головами омрачается только грозовыми тучами. Но где-то далеко, в памяти наших дедов, которая генетически передалась и нам, не видевшим войны, победно взмывает ввысь легендарный Ил-2…

А тем временем

По инициативе Федерации профсоюзов Беларуси у подножия мемориального комплекса «Курган Славы» будет установлен штурмовик Ил-2, который станет своеобразным подарком к 50-летию одного из главных символов Великой Победы и 75-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Внести лепту в установку Ил-2 может каждый: открыт благотворительный счет. Информация о счете: Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21 УНП 100116931 Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г. Минск, пр-т Победителей, 19 БИК POISBY2X Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета «ИЛ-2» с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.

Последние новости

Местное самоуправление

Каменнолавский сельский исполнительный комитет

19 июня 2025
Читать новость
Досуг

Знаете ли вы, когда и чем подкормить озимый лук?

19 июня 2025
Читать новость
Официально

Александр Лукашенко: саммит ЕАЭС и Евразийский экономический форум должны быть подготовлены со знаком качества

19 июня 2025
Читать новость
Общество

Единый день информирования прошел сегодня в открытом акционерном обществе “Бумажная фабрика “Спартак”

19 июня 2025
Читать новость
Это наша с тобой биография

Перед выборами в Верховный Совет. 1984 год

19 июня 2025
Читать новость
Человек и закон

Обвинительный приговор вынесен шкловчанину, уклонившемуся от мероприятий призыва на воинскую службу

19 июня 2025
Читать новость