Памятная доска в честь участника Парада Победы 1945 года будет установлена в Заходской школе. Кем он был, и почему его имя вписано в историю Шклова

…День 22 февраля 2003 года выдался холодным. Ночной мороз прочно сковал землю, и лопаты с трудом входили в почву, чтобы Царёв Сергей Юрьевич смог обрести свой последний приют. Он прожил долгую жизнь, и даже теперь его имя не забыто. Фронтовик стал единственным уроженцем Шкловщины, которому довелось участвовать в Параде войск Красной Армии 1945 года на Красной Площади. После окончания войны, посвятив себя педагогике, Сергей Юрьевич и своим коллегам, и ученикам запомнился человеком удивительной выдержки и справедливости. Он почти три десятка лет проработал в Заходской средней школе директором, и в преддверии Дня Победы на территории учреждения образования будет установлена памятная доска о нем. Чтобы помнили…
История военного пути Сергея Юрьевича началась еще в 1939 году, когда он был призван в Красную армию. В Заходском УПК в памятной книге аккуратным почерком выведены слова о том, что Царёв С.Ю. в Великой Отечественной войне участвовал с 23 июня 1941 года до самой Победы. Награжден орденом Красной звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Есть упоминание о нем и в книге «ПамятьШкловского района». Мы попытались понять, каким человеком он был и почему его имя должно быть навсегда вписано в историю Шклова.
История одной фотографии
…Все началось с пожелтевшей фотографии в старом фотоальбоме. На ней – годовалый ребенок, разглядывающий награды на груди фронтовика. Мальчик этот – Михаил Гайков, а мужчина, что держит его на руках, – Царёв Сергей Юрьевич. Случайный кадр поймал Александр Гайков, который в то время работал в Заходской школе и руководил фотоклубом «Фокус».
«Эта фотография очень памятная! – вспоминает Александр Гайков. – Шел 1985 год, праздновали 40-летие Великой Победы. Были приглашены ветераны: Царёв Сергей Юрьевич, Салопаев Николай Сергеевич, Волохов Лука Петрович и другие… Был митинг у памятника павшим воинам, торжественная линейка, концерт инсценированной песни (пели “Землянку”, “День Победы”, “Бухенвальдский набат” и другие песни целой эпохи), выступления ветеранов со слезами на глазах, поздравления».
В тот день участники мероприятий посадили в память о 40-й годовщине Победы 40 берез.
«Все это время на школьном дворе громко играла музыка и звучали военные песни, – делится воспоминаниями о создании снимка Александр Гайков. – Эта роща примыкала вплотную к дому, где я жил, и мой сын Миша гулял во дворе. Бегал за мной. Царёв взял его на руки, и сын очень заинтересовался его наградами, непрерывно их перебирал и рассматривал...».
Сергей Юрьевич остался в памяти тех, кто был с ним знаком, человеком общительным и безгранично любящим детей. Может, поэтому, и его выпускники даже спустя годы отзывались о нем с особой теплотой. В районной газете в 2017 году опубликовано письмо Петра Сербаева, выпускника 1966 Заходской школы, где он вспоминал и о Царёве: «Сергей Юрьевич был скромный в быту и на работе, но это был человек-легенда, участник Великой Отечественной войны… Царёв являлся участником Парада Победы, который прошел 24 июня 1945 года на Красной Площади. Старший сержант, начальник полковой радиостанции Царёв был направлен от отдельного батальона связи в состав сводного полка Карельского фронта».
Быть учителем
После окончания войны Сергей Юрьевич посвятил себя педагогике. По специальности он был учителем русского языка и литературы, а по сложившемуся порядку вещей – уважаемым человеком и любимым для многих наставником. Неудивительно, что многие выпускники шли по его стопам и поступали в педагогические вузы.
«С учениками он общался наравне, всегда выслушивал. И был нашим любимым учителем, грамотным, доброжелательным», – вспоминает Вера Михайловна Ермоленко. Сначала она была ученицей Сергея Юрьевича, потом стала коллегой – учителем русского языка и литературы в Заходской средней школе она проработала почти 40 лет. И именно ее супруг – Николай Иванович Ермоленко – в свое время сменил на посту директора школы Царёва.
Вера Михайловна несколько раз повторяет, что Сергея Юрьевича не только уважали, его любили. «Он всегда интересно рассказывал, мы просто зачаровывались его уроками. Да и когда он вышел на пенсию, его часто приглашали в школу. Он рассказывал ученикам о войне, но, кажется, не упоминал о себе в ней, о своих подвигах. Говорил только, что был радистом», – указывает на детали педагог.
Впрочем, предположение о том, что Сергей Юрьевич действительно мало говорил о том, что именно ему пришлось пережить, кажется верным. Кому как нельзя лучше знать об этом, чем его сыну. С Владимиром Сергеевичем Царёвым мы связались по телефону, еще в 70-е годы он переехал в Минск. Все награды отца бережно хранятся в семье. По словам сына, наряду с орденом Великой Отечественной войны II степени, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и многими другими юбилейными наградами, врученных после окончания войны, есть также благодарность за участие в параде в 1945 году.
«Я уважаю и люблю своего отца. Он был очень спокойным и очень-очень честным», – сразу заявляет Владимир Сергеевич, которому сейчас уже за 70 лет. Именно честность – то качество, которое и сам собеседник старался перенять от отца, и которому учил своих детей.
Владимир Сергеевич рассказывает, что Сергей Царёв родился в деревне Рудицы в 1917 году, рано остался без родителей: в трехлетнем возрасте не стало матери, а когда был в шестом классе, похоронили отца. Воспитывался по большей части старшим братом. Наверное, поэтому, самостоятельности и ответственности за свои решения ему было не занимать.
«Отец про войну в своей жизни не любил говорить, он, по моему наблюдению, как и многие другие, прошедшие ее с начала и до конца, не слишком охотно делился такими воспоминаниями», – рассказывает Владимир Царёв, высказывая благодарность за то, что отец его не забыт.
Путь к Победе
…На Параде Победы сводный полк Карельского фронта шел первым. В его рядах был и Сергей Юрьевич Царёв. Как известно, участников парада на Красной Площади отбирали тщательно и скрупулезно. Ими становились те, кто отличился в сражениях мужеством, храбростью и героизмом. Кроме того, значение имела и физическая форма. Например, в приказе по войскам 1-го Белорусского фронта от 24 мая 1945 г. указывалось, что рост должен быть не ниже 176 см, а возраст – не старше 30 лет. По этим критериям Сергей Юрьевич подходил: 10 июня 45-го года ему исполнилось 28 лет.
Удалось отыскать и сведения о боевых подвигах Царёва Сергея Юрьевича. Они указаны в наградных листах – документах, отражающих личные данные и заслуги фронтовика. Первой стала медаль «За боевые заслуги».
…«Старший сержант Царёв Сергей Юрьевич в период боев с немецкими и белофинскими захватчиками под артиллерийским и минометным огнем противника обеспечил бесперебойную радиосвязь действующих частей, проявив при этом бесстрашие, мужество и отвагу.
Вынес с поля боя действующую радиостанцию 5-АК и сохранил ее материальную часть, несмотря на артиллерийский и минометный огонь противника…».
В этом наградном листе от 27 октября 1943 года указано, что Царёв Сергей Юрьевич проходил службу в звании старшего сержанта в должности начальника радиостанции 911 отдельной роты связи 289 стрелковой дивизии 32 армии. Призван на службу он был в 1939 году Дрибинским РВК Могилевской области.
А уже в апреле 1944 года он был представлен к медали «За отвагу». Эта награда вручается исключительно за личные подвиги, в отличие от тех, которые могли вручаться за участие и за содействие в их совершении.
Благодаря сохранившимся архивным данным известно, что в ночь на 26 апреля 1944 года Сергей Юрьевич обеспечил бесперебойную связь начальника штаба с начальником разведывательного отдела – руководителем операции по захвату «языка». «Под ураганным огнем противника старший сержант Царёв сам лично два раза исправил поврежденную антенну. Несмотря на артиллерийский минометный огонь противника, рация работала безотказно до конца боевой операции», – указано в документе.
Сергей Юрьевич прошел всю войну. После окончания учебы в Могилевском педрабфаке и Оршанском учительском институте два года он успел проработать в школе учителем, а в конце 1939 года его призвали в Красную армию и направили на Север. Известие о начале войны застало его в вагоне поезда, когда он вместе с другими солдатами направлялся в город Кандалакша (город на юго-западе Мурманской области Российской Федерации). Свое первое боевое крещение Сергей Царёв получил 23 июня 1941 года.
Иногда кажется, что страшные моменты жизни хочется стереть из памяти, оставить их в прошлом, чтоб никогда не возвращаться. Но Сергей Юрьевич, конечно, всю жизнь помнил и звук артиллерийских залпов, разрывающихся вокруг снарядов, и смерть товарищей… И громкое «Ура» в ответ на новость о Победе. Спустя десятки лет помнил он и Красную Площадь.
– Попасть на Парад Победы от целого фронта – это великая честь, – воспоминания Сергея Юрьевича Царёва сохранили пожелтевшие страницы районной газеты «Ударны фронт». – Когда мне сказали об этом, я был сильно удивлен. Но приказ не обсуждают, его выполняют. Позже узнал, что при отборе кандидатов руководствовались целым рядом обязательных параметров. Учитывались, например, физические данные, конкретнее говоря, рост. Надо было иметь не менее трех боевых наград. У меня к тому времени был орден Красной Звезды, ряд медалей, включая и «За отвагу». Были и еще кое-какие требования. Я им соответствовал.
В Москву нас направили в мае. Проводились, конечно, репетиции. Сводная колонна была шириной в 20 и длиной в 50 человек. Полк насчитывал 1000 фронтовиков. Парад начался в строго определенное время. Накрапывал дождик. Наш полк шел первым. Не потому, что мы были лучшими. Были, возможно, и более заслуженные колонны фронтов, участвующих в решающих сражениях под Сталинградом, на Курской дуге, при освобождении Беларуси, в битве за Берлин. Я шел в третьей шеренге. Маршала Жукова, который подъезжал к колонне, чтобы приветствовать нас, я видел отчетливо. Он был от меня в каких-то двадцати метрах, а маршал Рокоссовский – и того ближе. Волнение было не унять. Уйдя с Красной площади, мы перестроились в колонну и пошли по Москве. У каждого полка был свой маршрут. Жители и гости столицы забрасывали нас цветами, целовали.
Царёв Сергей Юрьевич похоронен на кладбище в Заходах рядом с женой, с которой прожил всю свою жизнь. Почтить его память ежегодно приезжают родственники: сын, внуки, правнучка. Принимает участие в уходе за могилой и школа: учителя, большинство из которых не видели Сергея Юрьевича лично, и ученики, для которых он известная личность в истории учреждения образования. Истории, которая и продолжается лишь благодаря миллионам таких Царёвых, по долгу чести и зову Родины ставших на защиту Отчизны в далеком 1941-м. И все, что нам остается – помнить о них.