Шкловчан продолжают «разводить» на деньги. Начальник уголовного розыска рассказал о состоянии киберпреступности в районе

Активно о действиях злоумышленников по выманиванию у доверчивых граждан данных для доступа к их карт-счетам заговорили еще в 2019-м. Прошлый год ознаменовался значительным ростом данного вида хищений. И хотя обо всех преступных схемах своевременно информируется население, все равно находятся те, кто до сих пор верит «представителям банка, служб безопасности» и в прочие выдумки. А после того, как обнаруживает обнуленный баланс на своих картах, спешит за помощью к представителям милиции. Как именно шкловчане становятся жертвами преступников, знает начальник отделения уголовного розыска криминальной милиции Шкловского РОВД Сергей САФОНОВ.
– Сколько раз в минувшем году обращались в милицию шкловчане по поводу хищения с карт-счетов денежных средств?
– В 2020 году в районный отдел Следственного комитета для дальнейшего возбуждения уголовного дела и расследования передано 32 материала проверки, которую проводили сотрудники уголовного розыска. В большинстве случаев речь идет о добровольной передаче реквизитов банковских карт лицам, которые связывались с потерпевшими посредством телефонных звонков или звонков в мессенджерах. Несколько фактов связано с утерей банковской карты, которой впоследствии находили другие лица и распоряжались ей по своему усмотрению. Сейчас говорить о снижении пока не приходится. В среднем 3-4 обращения в месяц по поводу исчезновения денег после таких звонков к нам поступает и сейчас.
– Часто ли удается на стадии проверки установить злоумышленников?
– Раскрываемость таких дел крайне низкая, и это общемировой показатель. Главным образом это связано с тем, что те, кто звонят, находятся за пределами Республики Беларусь. К тому же существуют и специальные программы, позволяющие видоизменять номер телефона. Поэтому главное в этом деле – бдительность самих граждан.
– О подобных преступлениях в последнее время так много говорится и пишется, что кажется, о таких случаях известно всем. Как при такой масштабной профилактической работе так много потерпевших?
– К сожалению, жертвами злоумышленников становятся и те, кто уверен, что с ним этого не произойдет, и те, кто отлично знает о способах хищения и все же предоставляет данные карт-счетов. Возможно, под влиянием эффекта неожиданности, или из-за психологических методов завоевания доверия, которые используют преступники. В любом случае, по каждому факту обращения мы проводим проверку, и при наличии состава преступления, передаем материалы в Следственный комитет.
– Сергей Георгиевич, а можно несколько примеров, какими способами похищаются денежные средства?
– Большинство случаев связано со звонками злоумышленников, которые представляются работниками банка либо сотрудниками службы безопасности банка. Они сообщают о необходимости подтверждения либо отмены транзакции. И обескураженный владелец карт-счета, поверив и боясь потерять средства, предоставляет все запрашиваемые данные. Встречаются и случаи вымогательства. К примеру, к нам обратилась жительница района, которая получила сообщение от неизвестного лица с требованием перечислить ему определенную денежную сумму за то, что он не опубликует в открытом доступе ее интимные фотографии, доступ к которым был получен после взлома личной страницы в соцсети. Завершена проверка по факту хищения денежных средств с утерянной жителем района карты. Ее обнаружил другой гражданин и воспользовался по своему усмотрению.
– А реально ли вернуть похищенные деньги?
– Это возможно в том случае, если виновник установлен. В случае кибермошенничества, повторюсь, раскрываемость невелика. В этом году 11 дел уже переданы в РОСК, еще по одному проводится проверка. И суммы похищенного достаточно ощутимые для определенных категорий населения. Минимальная сумма похищенного уже в этом году составила 80 рублей, максимальная пока на данный момент в рамках одного дела составила 875 рублей.