«Человек потерял сознание, помогите». Специальный репортаж из отделения скорой медицинской помощи

Сгорая сам, свети другим
Гиппократ
«Скорая помощь. Диспетчер. Что у вас случилось?..» Эти слова в отделении скорой медицинской помощи звучат круглосуточно. В постоянном напряжении, без права на ошибку, фельдшерские бригады по первому вызову выезжают для оказания помощи тем, кому она необходима. Работают здесь обычные люди, но в глазах того, кому больно и страшно, каждый из них становится немного больше, чем человеком в белом халате. О чем они думают, заступая на дежурство, как помогают своим пациентам, и почему не сдаются, даже когда у других не остается надежды – в нашем репортаже из отделения скорой медицинской помощи Шкловской центральной районной больницы.
Глазами руководителя
Заведующего отделением Юрия Голенкова в районе не понаслышке знают многие. И хотя деятельность его ограничивается сейчас больше организационными вопросами, к пациентам он в составе бригады тоже выезжает, правда, на самые сложные случаи. За 30 лет работы на скорой видел он многое, но, говорит, привыкнуть к повседневности так и не получилось.
«Начинал я на станции фельдшером, и в памяти остались первые вызовы. Тогда, где не хватало опыта, помогали знания и советы старших коллег. Но сразу пришло понимание – в любом случае важна холодная голова и способность быстро оценивать ситуацию и принимать решения, не обращая внимания ни на просьбы родственников, ни на обстановку вокруг, – уверенность Юрия Людвиговича, кажется, впитывают даже стены. – Просто у нас нет права показывать эмоции, растерянность или неуверенность. Но до сих пор мне тяжело смотреть на несчастные случаи с детьми. Помогаешь мучающемуся ребенку, а в голове мысль, что этого можно было бы избежать».
Постоянно в отделении дежурят три бригады в составе двух медицинских работников. У каждой наготове специальная укладка – чемоданчик с необходимым перечнем лекарств и медизделий, который после каждого вызова пополняется. Кроме него в обязательном порядке предусмотрен кардиограф, потому как все же большинство вызовов связано с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Автомобили укомплектованы и дефибрилляторами, которые не раз помогали запускать сердце после клинической смерти пациента. На оснащении бригады СМП есть также аппарат искусственной вентиляции легких, пульсоксиметр, небулайзер, глюкометр, наборы средств иммобилизации и перемещения пациентов.
Для тех, кто работает на скорой, даже разделение времени на дни и ночи стало уже условным – вне зависимости от времени суток в деле оказания помощи счет идет на минуты. Тем более, что и работать приходится практически без передышки: каждый день бригады совершают до 20-25 выездов. За прошлый месяц бригады скорой помощи выезжали к пациентам 702 раза.
Голос надежды
Процесс оказания помощи начинается с того момента, как диспетчер ответит на звонок. На этом этапе важно не только узнать адрес обратившегося, но и понять к какой категории приоритета относится случай: экстренный или неотложный. От этого будет зависеть время передачи вызова бригаде и прибытия к месту. По действующим правилам в режиме повседневной деятельности при неотложном вызове бригада СМП должна приехать не позднее, чем через 75 минут в городе и 90 минут в иных населенных пунктах. При экстренном приезжает в течение 20 минут в городе и 35 минут в иных населенных пунктах. Оговорено и то, что считать экстренными вызовами – к ним относятся дорожно-транспортные происшествия, пожары, потеря сознания, судороги, роды, отравления химическими веществами или лекарственными средствами, острые нарушения дыхания и другие угрожающие состояния.
Фельдшер по приему и передачи вызовов Людмила Малиновская за три десятка лет, которые трудится в отделении, говорит, что уже по голосу и интонации на другом конце трубки может определить напряженность ситуации.
«На этом этапе важно уточнить все данные, которые затем передаются бригаде. В случае необходимости мы подсказываем, что делать до приезда скорой, а бывает, что достаточно и консультации, – рассказывает женщина, которая и сама много лет выезжала на оказание помощи. – Часто обращаются люди с хроническими заболеваниями, они могут вызывать скорую помощь и по 2-3 раза в месяц».
Отделение скорой помощи не работает обособленно, данные о пациентах, обслуженных бригадами СМП и оказанной им помощи, передаются в амбулаторно-поликлиническую организацию, и уже лечащий врач будет определять дальнейшую тактику лечения.
Но бывают и действительно экстренные случаи.
«Несколько дней назад около полуночи позвонила женщина. Сказала, что человек лежит без признаков жизни и тут же сорвалась на плач. Перед тем, как оборвалась связь, назвала населенный пункт и только слово дача. Моментально в населенный пункт была отправлена бригада скорой, – вспоминает Людмила Малиновская. – По определившемуся номеру телефона я начала перезванивать, чтобы узнать точный адрес, пыталась ее успокоить. Параллельно передавала всю информацию выехавшей машине. Но, к сожалению, мужчина умер до приезда бригады».
Не успеть – это всегда проходит отголоском в душе тех, кто однажды видел, как уходят люди. Но работники скорой – не из тех, кто сдается просто так. И даже в случае остановки сердца бригада будет проводить реанимационные действия, ведь медики как никто другой знает – если есть хоть один шанс, его стоит использовать.
«Человек потерял сознание, помогите»
… В диспетчерской раздается звонок. Людмила Малиновская уточняет нужные данные, параллельно записывая их в журнале. Кладется трубка и в отделении сразу слышится привычное для медиков «Бригада номер два на выезд». Сегодня на дежурстве Николай Шумский. На скорой помощи он с 1999 года. Уже по дороге он уточняет: адрес ему знаком, к женщине случалось выезжать раньше и по той же причине – высокое давление. Вообще, медики, наверное, помнят все свои вызовы. По пути фельдшер вспоминает об одном из них: «Несколько лет назад поступил вызов о том, что мужчина подавился и не может дышать. Приехали на место, он лежит, состояние клинической смерти, то есть сердце уже перестало биться. Хорошо, что мы знали причину, поэтому сразу освободили дыхательные пути и начали реанимировать… Мужчину спасли, я и сейчас его узнаю на улице».
На дорогу в указанное место уходит 8 минут. Ловкими движениями медики забирают все свои «чемоданчики» из машины и поднимаются на 4-й этаж. Пациентке сразу измеряют давление, а дальше – обязательный опрос: какие жалобы, на какие препараты аллергия, что принимали, в каком количестве. Кажется, что на время фельдшер превращается в следователя. И это дает результат. Прямо на месте выясняется, что женщине лечащим врачом была расписана схема лечения с указанием препаратов, однако она, принимая его, не обратила внимания на дозировку. Отсюда – и недостаточная эффективность. После оказания помощи работники скорой уходят, но информация о случае будет передана лечащему врачу.
Как только медики спускаются к машине, они связываются с диспетчером сообщить о том, что свободны. Не проходит и 30 секунд, как новый вызов – человек потерял сознание. Медлить нельзя, это экстренный случай, и Николай Шумский, заскакивая в машину, говорит водителю новый маршрут.
Организацией выездов бригад в отделении занимается диспетчер. Перед ним на экране монитора постоянно находится карта района, на которой в онлайн-режиме отслеживается местоположение каждой машины скорой помощи. Бригада Шумского к адресу ближе всего.
Пытаюсь по дороге задавать вопросы, но по глазам видно, что думает он сейчас о другом. За три минуты, которые машина едет к пострадавшему, у медика в голове складывается весь алгоритм действий и возможные причины произошедшего. Он говорит: «Главное – успеть», – и это отражает все внутреннее состояние работников скорой.
На месте выясняется: мужчине стало плохо, к счастью, до приезда скорой он пришел в себя, но по-прежнему не может объяснить, что с ним произошло. Снова череда вопросов от врача и ему, и тем, кто его обнаружил. В определении причины важна каждая мелочь. Помощь оказана, мужчине стало легче, но рисковать медики не могут. Николай Шумский принимает решение о госпитализации пациента. Информация передается водителю, который сразу же открывает дверь и готовит носилки.
Сергей Шелков на скорой работает 2 года, но понимание, что и от него зависит чужая жизнь, пришло почти сразу. «Иногда, при передвижении, когда дорога каждая секунда, приходится прибегать и к спецсигналам. Благо, в Шклове, даже и без них и автолюбители, и пешеходы с пониманием относятся и уступают дорогу», – говорит о культуре вождения в городе Сергей Шелков.
Медики отвезут пациента в больницу, пополнят свои чемоданчики и будут ожидать новый вызов. Каждый из них – дорога в неизвестность, поэтому при вызове скорой важно максимально подробно указать, что именно произошло. В этом случае врач сэкономит бесценное время, цену которому знают те, кто выбрал для себя путь – спасать жизни.