В спецшколе-интернате прошла неделя предметов естественно-математического цикла

В педагогической деятельности учителя часто сталкиваются с такими проблемами как: низкий уровень мотивации, снижение или отсутствие интереса к предмету, высокий уровень тревожности учащихся, быстрая утомляемость на уроках. Учебно-развлекательные мероприятия предметной недели как нельзя лучше помогают решить данные проблемы.
В начале марта в Шкловской спецшколе-интернате прошла неделя предметов естественно-математического цикла. Программа недели была разнообразной, насыщенной и интересной. Для ребят учителя физики, математики, химии, информатики и географии подготовили и провели увлекательные конкурсы, викторины, квесты. Участвуя в запланированных мероприятиях, ученики убедились, что эти науки имеют не только познавательную направленность, но и увлекательны. Проведенное виртуальное путешествие по достопримечательностям Могилевской области тому яркое подтверждение. Участники мероприятия побывали в городах: Могилеве, Бобруйске, Мстиславле. Ученики самостоятельно изучали информацию о разных исторических и культурных объектах, готовили видео презентации. Вот мнение учащихся 8 класса Алины К. и Маргариты Ш.: «Путешествие состоялось! Нам было интересно! Мы узнали много нового. Жаль, что время пролетело незаметно и путешествие закончилось. Очень хочется побывать в этих местах со своими родными. Надеемся, что это у нас получится».
Организаторы недели поставили перед собой сложную задачу – “сломать” стандарт восприятия, показать ребятам известные учебные предметы с неизвестной им стороны: не как набор правил, догм, а как нечто живое, постоянно развивающееся. Наши педагоги в занимательной форме познакомили учащихся с разнообразными применениями законов физики, химическими превращениями. Ребята не только наблюдали, но и были активными участниками: насыпали реагенты в пробирки, готовили растворы, размышляли о физических законах. Учитель Струнец Ю.С. продемонстрировала красочные опыты по химии. Ученики узнали, что вещества могут гореть, но не сгорать, изменять свой цвет, разлагаться с выделением газов. Химические превращения вызывали восторг и удивление у ребят. Занимательные опыты по физике, представленные учителем Тивоненко Д.С., показали как при помощи подручных предметов можно доказать физические законы. Без воздуха надували шар, металлические вилки балансировали на легкой пластиковой бутылке, свеча работала, как насос, а смесь была одновременно твердой и жидкой. Доступность и наглядность продемонстрированных опытов способствовала привитию интереса к учебным предметам, расширению знаний учащихся. Особенно это важно для учащихся с нарушениями зрения. Они смогли не только познакомиться с различными свойствами веществ, получить элементарные знания об основных физических и химических явлениях, но и получили недостающую из-за зрительного дефекта информацию об окружающем мире. Потому как в процессе восприятия участвовали различные органы чувств. Что-то можно было потрогать, ощутить запах, услышать звуки. Учащаяся 11 кл. Дарья Т. выскажет свои впечатления в школьной газете: «Опыты – это всегда увлекательно. Хочу с уверенностью подтвердить, что физика и химия – это удивительные науки, знание законов которой может пригодиться нам в повседневной жизни. Мы были в восторге от увиденного и открыли для себя много нового и интересного».
Одной из причин “прохладного” отношения школьников к учебе является кажущаяся невостребованность полученных ими знаний в реальной жизни. Для того чтобы дать ребятам возможность во внеучебной игровой обстановке использовать полученные в ходе школьных занятий умения и навыки, учителя провели для учащихся 8-11 классов квест–игру. В игре участвовали две команды: «Без названия» и «Ритм». Участники игры, перемещаясь от одной локации к другой, отвечали на занимательные вопросы, разгадывали математические ребусы, выполняли экспериментальные задания, составляли слова, отгадывали по контуру географические объекты, угадывали природные зоны, собирали модели, разгадывали биологические и химические анаграммы, расшифровывали химические загадки. Квест-игра вызвала у ребят большой интерес и желание ещё раз принять в ней участие. Учащаяся 11 класса Ангелина С. напишет: «Нам нужно было пройти шесть станций и на каждой получить фрагменты пазла, из которых в конце игры необходимо было собрать сюжетную картину. Команды стремились к победе и старались выполнять задания быстро и правильно. Все ученики были активны, хотя ранее за некоторыми из нас этого не наблюдалось. Мне очень понравилось мероприятие. Хотелось бы, чтобы мероприятия в таком формате проходили чаще». Захар А., ученик 11 класса «Придя на квест, я ни разу не пожалел потраченного времени. На станциях было много интересных и достаточно необычных заданий: собрать глаз человека, сделать расчеты плотности пластилина, по контуру распознать области и материки, применить математические знания, расшифровывать логические задания по информатике, перевести пословицы с химического языка. Я был бы очень рад, если бы подобные увлекательные и познавательные мероприятия проводились чаще».
Хочется также отметить, что в традиционной учебной практике учителя и ученики разведены по разные стороны педагогического “барьера”. Поэтому так ценны любые проявления неформального учебного взаимодействия. Проведенные мероприятия помогли нашим ученикам увидеть не просто добросовестных работников, прекрасно знающих свой предмет, а живых людей, влюбленных в свою профессию, – это ли не самый эффективный воспитательный опыт?
Неделя закончилась, но оставила яркие, глубокие впечатления у всех участников (учеников и учителей). Несомненно, это было больше чем урок!
И.Савчук, заместитель директора
УО «Шкловская государственная специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения»
