Сестры Хатыни: о трагедии Старых Чемоданов

Сестры Хатыни: о трагедии Старых Чемоданов

В самом начале войны в Шкловском районе произошла трагедия, которая по своим масштабам и по зверству тех, чьими руками была содеяна, поставила деревню Старые Чемоданы Фащевского сельсовета в один ряд с полностью выжженными «сестрами Хатыни». Здесь 15 июля 1941 года было сожжено всего одно здание конюшни, но в нем погибли сразу четыре сотни человек… Это были бойцы Красной Армии и мирные жители деревни и ее окрестностей.

Бессмертная память сердца

Об этой трагедии известно немного, лишь разрозненные сведения в поисковой сети и строчка в книге «Память. Шкловский район». Но говорят пожелтевшие страницы районной газеты…

«Памятник бессмертности» – именно так называется статья, опубликованная 11 мая 1967 года за авторством М.Хританькова. В ней рассказывается о том, что в день празднования 22-й годовщины Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне на открытие памятника-монумента трагически погибшим в деревню Старые Чемоданы собрались жители почти всех населенных пунктов Фащевского и Городищенского сельсоветов.

На мраморной плите значилась надпись о том, что тут захоронены останки более 400 воинов Красной Армии и мирных советских граждан, которые были по-зверски замучены, расстреляны и сожжены 15 июля 1941 года немецко-фашистскими выродками. 

В другой статье заведующего внештатного бюро пропаганды памятников истории и культуры Михаила Ильюшенко «Бессмертная память сердца» приводятся воспоминания одного из тех, кто пережил весь ужас тех кровавых событий и чудом остался жив – Петра Лаврентьевича Подольского: «Немецко-фашистские захватчики пригнали в Старые Чемоданы более 400 наших воинов и мирных жителей окрестных деревень. На ночь всех закрыли в сарае, где раньше стояли кони. Плененных внимательно охраняли вооруженные фашисты. А утром деревянный сарай вспыхнул, со всех сторон зажженный немцами. Тех, кто стремился спасаться от огня, расстреливали из пулеметов и автоматов».

Жестокость не имела предела

В 2006 году возникла необходимость в реконструкции памятника. Проходили все работы под руководством председателя Фащевского сельсовета Григория Крупенько.

«Когда устанавливали новый памятник, находили пробитые пулями котелки, человеческие черепа, кости, очень много пепла, подошвы от обуви, и не только военной. Попадалась женская и даже детская. Все это было нами захоронено в братской могиле», – рассказывает Григорий Владимирович.
В тот момент Григорий Крупенько много общался с местными жителями, во время войны находившимися на этой территории. Они рассказывали, что первоначально в этой конюшне была одна партия пленных. Их угнали, а сарай заполнили другими. Среди них были и мобилизованные безоружные люди, которые шли на фронт, и местные жители. Со стороны Саськовки началось советское наступление. Немцы, не успевая перегнать пленных, подожгли конюшню.

Версию о наступлении подтверждают и исследования поисковиков. «15 июля 1941 года над позициями противника, впервые в этом районе, появилась наша бомбардировочная авиация, в результате работы которой, немцы, перед фронтом мехкорпуса, начали панический отход с рубежа Дубровка, Чемоданы в северном направлении. Отходило до полка пехоты, которая оставляла на поле боя все снаряжение и вооружение. Горели деревни Городище, Новоселки», – пишет в статье про 20-й механизированный корпус и его роль в обороне Могилева летом 1941 года Николай Борисенко. В дальнейшем деревня Старые Чемоданы, как и другие свободные от врага деревни Доманы, Займище, Дивново, Ордать были заняты остатками мехкорпуса и двумя полками 110-й стрелковой дивизии. К сожалению, дальнейшее наступление наших войск успеха не имело.

А писатель Виктор Артемьев, выходец из окрестностей Старых Чемоданов, бывший в войну подростком, приводит такой рассказ из своих детских воспоминаний: «Со стороны деревни Старые Чемоданы послышалась стрельба. Затем затишье, а следом большой пожар. Часа через полтора-два вдоль Лешни пробежал красноармеец. Мне не пришлось его увидеть вблизи, так как мать загнала меня в блиндаж. Но в тот же день я слышал разговор женщин-соседок… Они рассказывали, что красноармеец добежал до них и остановился, попросил попить воды… Лицо обгоревшее, одежда тоже, безоружный… Красноармеец сказал, что у деревни Чемоданы они стояли насмерть. Когда кончились боеприпасы, то пошли на врага врукопашную, да силы были неравны. Раненых и контуженных красноармейцев немцы загнали в большой сарай. Ворота закрыли, здание подожгли. Кругом били немецкие пулеметы. Ему удалось убежать благодаря густому дыму, который стелился по земле. Удалось ли спастись еще кому-нибудь – он не знает».

Цветы у обелиска

 «Имена погибших воинов так и остались неустановленными, – рассказывает старший научный сотрудник районного историко-краеведческого музея Ирина Гапеева. – Трагедия случилось в самом начале войны, и кто сгорел в конюшне, зафиксировано не было».

В статье Михаил Ильюшенко указывает, что среди жертв фашистских нелюдей были раненые бойцы и командиры 53-й стрелковой дивизии. Согласно интернет-источникам, 53-я стрелковая дивизия в июле 1941 года удерживала рубеж Шклов-Плещицы. Но 12-13 июля дивизия оказалась на острие главного удара, нанесенного немцами через Днепр в направлении Смоленска на Горки, попала под сильный удар авиации, артиллерии и танков противника и в боях с частями 2-й танковой группы была разгромлена и рассеяна. 12 июля под давлением превосходящих сил противника отступила к рубежу Ничипоровичи-Евдокимовичи. Вероятно, и пленных в эти дни было много.

Совсем недавно в деревне Старые Чемоданы побывали москвичи и возложили цветы к памятнику. К сожалению, неизвестно, это были люди, установившие место гибели своего деда или прадеда либо родственники кого-то из погибших местных жителей.

Младшей девочке не было года

Относительно недавно в деревне Старые Чемоданы был установлен еще один памятник – на месте дома, где заживо была сожжена семья за связь с партизанами в 1943 году. Долгое время здесь стоял деревянный крест, но усилиями Григория Крупенько появился не просто памятный камень, но и табличка с перечислением имен погибших: «Шайников Франц, 1898 г.р., Шайникова Бронислава, 1901 г.р., Шайникова Надежда, 1926 г.р., Шайников Станислав, 1937 г.р., Шайников Виктор, 1938 г.р., Шайникова Лина, 1940 г.р., Шайникова Мария, 1942 г.р.». Младшей девочке не было и года…

Сохранение исторической памяти в Фащевском сельсовете – задача первоочередная. В этом году был установлен памятник погибшему в 1941 году летчику в деревне Подгайцы, памятник погибшим советским воинам в Николаевке, отреставрирован памятник в Локутях, где на новую табличку нанесены имена воинов, захоронения которых в братскую могилу происходило в последние годы.

Сегодня в Старых Чемоданах проживает около 80 человек. К сожалению, тех, кто помнит те страшные события уже нет… Но учащиеся Фащевской школы, местные жители ухаживают за памятниками и возлагают цветы к ним. Память сердца воистину бессмертна….

Последние новости

Урожай-2025

Дмитрий Шершнев – второй комбайнер-трехтысячник в Шкловском районе

28 августа 2025
Читать новость
В мире

Раскрыта коррупционная схема киевских властей

28 августа 2025
Читать новость
Общество

В Шкловском районе продолжается акция “Соберем детей в школу”

28 августа 2025
Читать новость
Официально

Александр Лукашенко о хранении и реализации картофеля: нужно на полную катушку подключать торговые сети

28 августа 2025
Читать новость
Досуг

Августовская подкормка малины: секрет богатого урожая в следующем сезоне

28 августа 2025
Читать новость
В мире

Француженку оштрафовали на €110 за мяуканье кота в поезде

28 августа 2025
Читать новость

Рекомендуем