В ретроспективе времени

Насилие и бесчеловечность немецко-фашистских захватчиков и их пособников по отношению к мирному населению в годы Великой Отечественной войны не знали границ. Каждый факт отзывается болью в душе. И только сохранение исторической правды позволит не допустить повторения страшных военных событий.
Планы геноцида мирного населения были заранее разработанными, обдуманными и целенаправленными. Об этом свидетельствуют «Памятки немецкого солдата», в которых говорилось: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сочувствие – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик – убивай, этим ты спасешь себя от гибели, обеспечишь будущее твоей семьи и прославишься навеки».

И немецкие каратели убивали. Одним из мест массового уничтожения мирных жителей были окрестности деревни Путники, расположенной примерно в 10 км от Шклова. В октябре 1941 года узников гетто в Рыжковичах немцы перевезли лодками на противоположный берег реки Днепр в деревню Заречье. В центре деревни евреев усадили на землю и обыскали, отбирая все ценное, после чего построили в колонну и под конвоем немецких солдат и полицаев погнали к деревне Путники. В акте Чрезвычайной Государственной комиссии от 18 декабря 1944 года указано, что на территории Городецкого сельсовета у деревни Путники расстреляно и живыми зарыто в землю 2700 человек – ни в чем не повинных женщин, стариков и детей. В основном это были евреи. По архивным данным, людей закапывали в противотанковые рвы. В один из дней были расстреляны более четырехсот человек. Их присыпали грунтом.
Жительнице Шклова Асе Цейтлиной суждено было спастись от расстрела и пережить сиротой четыре года нацистской оккупации. Холокост отнял у нее мать, отца, одну из сестер и почти всю родню.

В 1941 году Асе было одиннадцать. 3 октября стало для нее на всю жизнь днем скорби. Отец вытолкнул дочь из толпы, которую вели на расстрел. Растерянная девочка пыталась высмотреть в колонне своих родных, но не смогла. Надеялась, что родители вернутся к дому, который уже успели разграбить. «Колонну повели под охраной карателей в сторону деревни Путники. Какая-то сила меня вытолкнула из той толпы, и я побежала к своему дому в Заречье. Как пришла, то все было в нем уже разграблено. Только в печи, которую зажгла мать, еще теплилось», – вспоминала Ася Борисовна. – Когда они были уже расстреляны, я из Заречья побежала на то место. Земля там «дышала». Подходить было страшно. Я постояла, поплакала, да и вернулась в Заречье».
Из воспоминаний жительницы деревни Путники Натальи Петровны Цирюльниковой: «Я копала картошку и видела, как на краю кладбища возле канавы стояла большая толпа людей, потом смотрю, их нет. Только один человек стоял. Я очень удивилась. Мне рассказали, что на углу нашего кладбища убили евреев и зарыли в канаву. Потом говорили, что приезжали, выкапывали останки и перевозили куда-то».

Другие свидетели рассказывали, что звуки автоматных очередей слышала вся округа.
Ранее неизвестное место захоронения мирных граждан вблизи деревни Путники было установлено прокуратурой Шкловского района в ходе расследования уголовного дела о геноциде. В результате поисковых работ на указанных местах найдены фрагменты костных останков девяти человек. Их останки были перезахоронены в ноябре 2022 года. По результатам судебно-медицинской экспертизы большинство погибших – дети в возрасте от 9 до 15 лет.

Преступления фашистов не имеют срока давности. Важно помнить горькие уроки прошлого, чтобы созидать мирное, счастливое настоящее и будущее – для себя и новых поколений.
Фото из архива районного историко-краеведческого музея и проекта «Голоса еврейских местечек. Могилевская область»