“Там, среди берез, когда-то стоял наш дом”. Переехавшие из радиационной зоны на Шкловщину вспоминают апрель 1986-го

Дата 26 апреля 1986 года разделила жизнь многих людей на «до» и «после». В 1 час 23 минуты по московскому времени на 4 энергоблоке Чернобыльской АЭС произошел взрыв и пожар. Пожар продолжался 10 суток. А результатом стало масштабное радиоактивное загрязнение.
Но кроме времени всенародной трагедии Чернобыль стал временем беспрецедентного мужества и силы. Пока одни, не считаясь со страхом и не ища отговорок, сражались с последствиями аварии, другие пытались начать жизнь сначала вдали от родной земли.
Тысячи семей вынуждены были покинуть свой дом, привычный уклад жизни для того, чтобы выжить и спасти своих детей.
В Шкловском районе для переселенцев из Чернобыльской зоны целый поселок начали строить в Говядах. Сегодня агрогородок стал настоящим домом для 57 семей, переехавших сюда с 1991 по 1998 годах из загрязненных радиацией районов гомельской и Могилевской областей.
Одними из первых на Шкловской земле обосновалась семья Лосевых. Переехала она в 1992 году из деревни Куликовка Славгородского района. Сестры Антонина Ленчевская и Наталья Ковалёва не только привыкли к новому дому, но и остались здесь, чтобы растить детей и работать. Но каждую весну в памяти всплывают события почти сорокалетней давности и возвращают в 1986-й год.
«26 апреля было очень жарко, в школе должно было быть заседание Совета пионерской дружины. И днем вдруг стало темно, небо затянуло чернотой, пошел град. Дождь был такой сильный, что даже два озера, которые были в деревне, вышли из берегов, – вспоминает Антонина Ленчевская. – После него земля стала желтой. А нам что, детям: дождь прошел, и все по лужам начали бегать. Через несколько дней только по деревне поползло это слово – радиация».
Поначалу в Куликовке невидимому врагу никто не придавал значения: как можно бояться того, что никто не видит. Но уже тогда родители начали отправлять своих детей подальше от дома. Сначала Наталья и Антонина, не закончив учебный год, отправились в Минск к дяде, а потом началось путешествие по детским лагерям отдыха.
«От школы нас начали отправлять на отдых. «Артек», «Зубрёнок», Анапа… где мы только не были. Помню, туда на смены ехали целые составы детей из Славгородского, Костюковичского и других близких районов. Возили нас и по больницам, детей тогда постоянно обследовали», – говорит Наталья Ковалёва.
Настораживало сельчан то, что к ним в деревню начали приезжать разные люди, в белой одежде и респираторах они ходили по селу с приборами, измеряли радиационный фон. А вслед за ними приезжали военные, что-то закапывали, срезали землю. Предупреждали о том, что молоко от домашних коров пить нельзя, с огорода продукты тоже запрещены для употребления.
…Сейчас и Антонина, и Наталья счастливы в Говядах. Обе работают в системе образования. В агрогородке много их соседей из Куликовки. Наталья вышла замуж за парня из Славгородского района, переехавшего из соседней деревни. И все же родные пейзажи, которые были вынуждены оставить в прошлом, до сих пор тревожат души сестер:
«Каждую весну мы ездим на родину. Но там сейчас ничего нет. Вместо когда-то большой деревни – асфальтная дорога и лес. Осталось кладбище и несколько памятников. По ним ориентируемся: там была школа, там магазин, а где-то там, среди берез, когда-то стоял наш дом».