Выучить уроки прошлого

Выучить уроки прошлого

«Источник белорусских ценностей – историческая память», – об этом говорил Президент Беларуси Александр Лукашенко в Послании белорусскому народу и Национальному собранию в 2022 году. Об этом сегодня рассуждают ученые и обыватели. Об общей силе белорусов, месте прошлого в настоящем поговорили с нашими экспертами: директором районного историко-краеведческого музея Ларисой Силивестровой и директором Александрийской средней школы Екатериной Петровской.

– Великая Отечественная война в ряде западных стран стала средством антибелорусской и антироссийской политики. В ход идет множество приемов, что позволяет говорить нам об информационной войне, войне с памятью. Почему сегодня в глобальном противостоянии так часто звучит возвращение к истории?

Лариса Силивестрова: «История – это не только прошлое, это настоящее и будущее. Как бы обыденно ни звучало, это так. Что будет с человеком, если ему стереть память? Так и с народом: без осознания своего места на карте мира, без понимания своей значимости и, что немаловажно, без чувства долга перед предками, он обречен на уничтожение. Это понимают и в США, и на Западе. Человек эмоционален, и если в нем сильна вера в себя, в свои цели – он непобедим. И это понимание формируется на этапе взросления. Поэтому сегодня под прицелом псевдоидеологии западного мира оказываются наши дети. Нас, взрослое поколение, уже не переубедить. Мы видели своих дедов, воевавших на фронте, слышали от бабушек что такое война и знаем, как создавалось то, что сегодня у нас есть. А для молодого поколения, сегодняшних детей, это все нужно показать, рассказать, от этого будет зависеть их мировосприятие. Когда мы говорим ребенку: «Ты потомок победителей. Твои предки – герои, которые подарили тебе право на свободу и жизнь», он чувствует гордость и ответственность за сохранение этого мира. Отними эту историческую опору, и потеряется самое главное».

Екатерина Петровская: «Любая идея будет существовать при условии ее подтверждения. И когда пытаются переформатировать общество под новые взгляды, в первую очередь хотят пошатнуть исторический фундамент. Каждая сторона хочет найти подтверждение своей позиции. Если этого нет, в ход идут фальсификации, переписывание истории и силовые приемы. Достаточно посмотреть, как в Прибалтике идет борьба с Днем Победы. Запрет на его празднование принят на законодательном уровне. Граждан преследуют за ношение символов Победы, задерживают за возложение цветов к местам памятников воинам-освободителям, которые и так за последние годы нещадно сносили. Сегодня пренебрежение памятью вызывает протест и недоумение, завтра это станет обыденностью, а спустя годы сформируется в привычку. Конечно, при условии, если этому не противостоять. Мы, белорусы, никогда никому не врали, чтили свою историю и, возможно, сегодня нужно делать чуть больше. Чтобы не только самим помнить прошлое, но и не давать забыть или переписать его другим».

– Перейдем от глобального к тому, что ближе. А именно начинаем с себя. Что конкретно делается для сохранения исторической памяти в ваших сферах деятельности?

Лариса Силивестрова: «Музей – это, как известно, хранитель времени. В экспозициях представлена история нашего района от древности до настоящего времени, и зал Великой Отечественной войны занимает особое место. Воспоминания очевидцев, письма, личные вещи солдат, плакаты, фотографии и документы, тематические инсталляции – это то, с чем может познакомится каждый посетитель. Причем этот раздел живой – его ежегодно пополняют новые предметы. Прошло 80 лет, а до сих пор устанавливаются новые факты фашистских злодеяний. А фашизм условно заключен за колючей проволокой, как символ того, что в 1945-м он был побежден. И в силах каждого не дать ему вновь вырваться на свободу. К нам приходит много посетителей, для учащихся школ проводим музейные занятия, организуем конференции и так далее».

Екатерина Петровская: «В сфере образования, наверное, одна из важнейших задач сегодня – воспитание молодежи в духе патриотизма и любви к своей родине. И это неразрывно связано с уважением к своему прошлому и сохранением исторической памяти. Как это достигается? Через понимание и действия. Первое, на что мы ориентируем подрастающее поколение, – это труд. Ребята ухаживают за воинскими захоронениями, помогают местной сельхозорганизации, трудятся на благо школы. Потому что делать сегодня свою малую родину лучше значит сделать шаг к процветанию всей страны. Много внимания уделяется и обучению. В Александрийской школе работает историко-краеведческий музей. В этом году в нем появится еще одна экспозиция, посвященная 15-летию праздника «Купалье». Ведь культура наша, самобытная, неповторимая – тоже часть нашей истории. Все это делается для того, чтобы показать нашим детям, что все существующее сегодня – результат добросовестного труда».

Последние новости

Школьные горизонты

Прошел первый этап межведомственной республиканской олимпиады «Первая помощь»

17 марта 2025
Читать новость
101 информирует

Пепелище и останки хозяина: последствия пожара в Шкловском районе

17 марта 2025
Читать новость
Промышленность и сельское хозяйство

Мультифрукт, с травами и шиповником. Какие миксы с березовым соком выпустят производители

17 марта 2025
Читать новость
Общество

Профсоюзы окажут бесплатную юридическую помощь на Могилевщине 27 марта

17 марта 2025
Читать новость
Из жизни села

В Беларуси планируют вовлечь в сельхозоборот более 7 тыс. га неиспользуемых земель

17 марта 2025
Читать новость
Калейдоскоп

Таких пейзажей вы не увидите нигде: почему стоит хоть раз побывать в заказнике “Ельня”?

17 марта 2025
Читать новость

Рекомендуем