«О Победе мы узнали рано утром…» Ветеран Великой Отечественной войны Татьяна Карпеченко поделилась воспоминаниями о войне и о Победном мае

Ветеран Великой Отечественной войны Татьяна Николаевна Карпеченко – человек уважаемый и известный далеко за пределами нашего района. Она не только посвятила свою жизнь учительскому труду, воспитывая в детях разумное, доброе, вечное. В совсем юные годы она трудилась в тылу для того, чтобы наша страна смогла выстоять и одолеть фашистов. «Все для фронта, все для Победы!». Тогда это был не лозунг. Тогда это была жизнь.
В июне 1941 года молодая студентка педагогического училища приехала на родину в Вологодскую область, к маме. Утром, 22 июня, она увидела, как люди бегут к дому, где находился рупор. По радио выступал Молотов. Его длинная речь врезалась в память на всю жизнь. «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну…»
«Весь наш народ теперь должен быть сплочен и един, как никогда», – говорил Молотов. Татьяна Николаевна твердо следовала этому призыву все четыре года войны.
После училища она пошла в Архангельский педагогический институт. С первых дней Великой Отечественной войны Архангельск оказался в положении прифронтового. В августе-сентябре 1942 года был подвергнут массированным бомбардировкам. Студенты входили в состав добровольных дружин. Кто сбрасывал с крыш «зажигалки», кто-то оказывал медпомощь. Татьяна Николаевна входила в группу охраны порядка. Воют сирены воют, взрываются бомбы, а дружинники бегут не в бомбоубежище, а на улицу – успокаивать людей. «Мы сами боялись, может, даже больше тех, кого успокаивали», – признается Татьяна Николаевна. Но подавать виду нельзя было.
После первого курса студентов отправили в деревни преподавать, так как не хватало учителей. Татьяна Николаевна преподавала математику и физкультуру в семилетке деревни Плоское Устьянского района Архангельской области.
Шла война, нужно было помогать государству. Помимо уплаты налога, 10% из зарплаты отчислялось на займ. Жертвовали на строительство танковой колонны, на строительство самолетов. «Выходных у нас почти не было, мы же все были комсомольцы. Райком комсомола давал нам задания, которые мы выполняли. Во время своих выходных помогали колхозу с уборкой хлеба, молотили цепами, веяли. В зимнее время райком присылал адреса полевой почты. Собирали посылки, отправляли на фронт. Для солдат вязали носки и рукавицы, просили у мужчин, сеющих табак, махорку сыпали в кисеты и вышивали на них патриотические лозунги. Завязывалась переписка с солдатами, многие из которых не знали ничего о своих родных, оставшихся на оккупированной территории», – вспоминает Татьяна Николаевна.
О Победе узнали рано утром. Около шести утра в мае 45-го люди ехали на лошадях и кричали: «Победа! Победа! Победа!» Затем все собрались в клубе. Молодежь веселилась, радовалась, что война закончилась. Плакали те, у кого мужья погибли на фронте.
После окончания войны Татьяна Николаевна переехала в Беларусь, на родину мамы. Здесь создала семью. Долгие годы проработала в Александрийской средней школе.
Прожив уже более века, Татьяна Николаевна дает напутствия молодому поколению: «Трудитесь честно, добросовестно, старайтесь, чтобы наша Беларусь и в дальнейшем была такой же красивой, счастливой, богатой!»