Организация работы с обращениями граждан

В Республике Беларусь  состояние работы с населением является одним из основных критериев оценки деятельности государственных органов и организаций. Государством постоянно принимаются меры, направленные на улучшение механизмов работы с гражданами по рассмотрению обращений, совершенствуется законодательство в этой сфере.

22 июля 2015 года был официально опубликован Закон Республики Беларусь от 15 июля 2015 года №306-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц», который согласно его положениям вступил в силу 23 января 2016 года.

Конкретизирована сфера действия Закона Республики Беларусь от 18 июля 2011 года №300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон). Так, его действие не распространяется на обращения, которые вытекают из отношений между работником и нанимателем.

Определение повторного обращения изложено в новой редакции.

Изменены подходы к исчислению сроков при рассмотрении обращений. В частности, течение сроков, определяемых месяцами или днями, начинается не со дня регистрации обращения, а со дня, следующего за ним. Кроме того, пятидневный срок, в течение которого организации должны принять решение по поступившим к ним обращениям, не относящимся к их компетенции, исчисляется в рабочих днях.

Закреплены права организаций и индивидуальных предпринимателей, рассматривающих обращения, дополнен перечень оснований для отказа гражданам в личном приеме. Так, к этим основаниям отнесены обращение в неустановленные дни и часы, а также по вопросам, не относящимся к компетенции организаций. Одной из обязанностей заявителя является подача обращения в организации, индивидуальным предпринимателям в соответствии с их компетенцией.

Скорректирован порядок приема и регистрации обращений. В частности, до направления ответа (уведомления)  на первоначальное обращение общий ответ (уведомление) может направлятся на идентичные обращения, а также обращения, содержащие уточняющие (дополняющие) документы и (или) сведения.

Уточнен порядок рассмотрения электронных обращений. Например, закреплена обязанность представителей заявителя прилагать копии документов, подтверждающих их полномочия. Предусмотрена возможность прекращения переписки с заявителями, направляющими повторные обращения в одну и ту же организацию, к компетенции которой их рассмотрение по существу не относится.

Конкретизированы расходы, которые могут быть взысканы с заявителей в случае систематического направления необоснованных обращений. К ним отнесены суммы, подлежащие выплате экспертам и другим специалистам, привлекаемым к рассмотрению обращений, почтовые расходы и расходы, связанные с выездом на место рассмотрения обращения.

С целью приведения ведомственных нормативных правовых актов в соответствии с действующим законодательством в Министерстве внутренних дел Республики Беларусь приказом от 22 декабря 2015 года №370 утверждена Инструкция об организации работы с обращениями граждан, юридических лиц и ведения делопроизводства по ним в органах внутренних дел и внутренних войсках Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Вместе с тем результаты проверок организации работы с обращениями граждан и юридических лиц в территориальных органах внутренних дел свидетельствуют об имеющихся негативных явлениях в данном направлении служебной деятельности. Одной из причин является ошибочное понимание и неверное применение сотрудниками органов внутренних дел норм законодательства.

Проблемные вопросы, наиболее часто возникающие при рассмотрении обращений граждан и юридических лиц:

1.Порядок рассмотрения обращений, поступающих от физических лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, постоянно проживающих за границей, если они оформлены и поданы в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Действие Закона распространяется на находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан и лиц без гражданства. Эти субъекты пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь и юридическими лицами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь. Предоставление  им права на обращение объясняется тем, что вне территории государства гражданской принадлежности они не всегда в состоянии прибегнуть к оперативной защите своих прав с помощью государства гражданской принадлежности.

По смыслу Закона на электронные и письменные обращения, в которых в качестве адреса места жительства указана не республика Беларусь, и при отсутствии у нас информации о наличии у заявителя гражданства Республики Беларусь, действие Закона не распространяется. Такие обращения не требуют ответа. Вместе с тем это не препятствует в отдельных случаях по усмотрению государственного органа или иной организации с учетом содержания обращения рассматривать такие обращения.

2.Обращения, поступающие по телефону.

В соответствии с Законом устные обращения подаются в ходе личного приема. Таким образом, действие Закона не распространяется на телефонные звонки, в том числе и на телефонные звонки в ходе проведения 2прямых телефонных линий» и «горячих линий». Порядок рассмотрения обращений, поступающих в ходе  проведения «прямых телефонных линий» и «горячих линий», регламентирован постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 июля 2012 года №667 «О некоторых вопросах работы с обращениями граждан и юридических лиц». Данным постановлением раскрываются понятия «прямой телефонной линии» и «горячей линии», установлен порядок регистрации (для «прямых телефонных линий») и рассмотрения поступающих в ходе их проведения обращений, в том числе форма регистрационно-контрольной карточки, в которой фиксируются соответствующие обращения и т.д.

3.Обращения, отправленные гражданами по факсимильной связи.

Закон определяет способы подачи каждого вида обращений (письменных, устных и электронных), что фактически предопределяет сферу применения Закона. В случае подачи обращения способом, не указанным в Законе, действие закона на такие обращения не распространяется. Таким образом, при подаче обращений посредством факса такие сообщения по общему правилу не подлежат регистрации в качестве обращений и не требуют ответа.

Вместе с тем это не препятствует государственному органу или иной организации по своей инициативе регистрировать входящие факсимильные обращения как обращения граждан и юридических лиц, рассматривать  такие обращения и направлять на такие обращения ответы по существу.  В данном случае государственный орган или иная организация принимает на себя дополнительные обязанности, связанные с рассмотрением граждан.

4.Согласно пункту 3 статьи 17 Закона обращения, требующие дополнительного изучения и проверки, должны быть рассмотрены не позднее одного месяца. Что входит в понятие «дополнительное изучение» и «проверка»?

Дополнительное изучение и проверка  обращения подразумевают рассмотрение обращения с выходом на место, истребование необходимых документов из других организаций, в том числе разъяснений о применении законодательства, получение, при необходимости, объяснений у заявителя и иных лиц, связанных с рассмотрением обращения. При этом проведение дополнительного изучения и проверки целесообразно подтверждать какими-либо письменными доказательствами (например, запросом о предоставлении документов). Их отсутствие может рассматриваться как нарушение 15-дневного срока рассмотрения обращения.

5.Порядок рассмотрения обращений, в которых обжалуются судебные постановления и одновременно содержится просьба дать оценку действиям сотрудников.

В данном случае в одном обращении объединены вопросы, рассмотрение которых осуществляются в различном порядке. В этом случае представляется целесообразным в течение пяти рабочих дней подготовить ответ заявителю о возврате обращения в части жалобы на судебное постановление и направить его заявителю, а также отметить, что ответ на второй вопрос будет дан в установленные Законом сроки.

6.Допустимо ли заявителю указывать в обращении адрес места работы (учебы) вместо адреса места жительства (места пребывания)?

Закон требует обязательного указания заявителем адреса его места жительства (места пребывания) и не предусматривает необходимости указания адреса его места работы (учебы).

7.Обязаны ли организации разъяснять порядок обжалования решений об оставлении обращений по существу?

Не обязаны. Пункт 1 статьи 18 Закона предусматривает только один случай обязательного указания порядка обжалования – в случае, если в письменных ответах на письменные обращения содержатся решения о полном или частичном отказе в удовлетворении обращений.

При этом согласно статьям 7 и 20 Закона у заявителя сохраняется право обжаловать решения об оставлении обращений без рассмотрения по существу.

Должностным лицам  необходимо максимально сократить случаи неясных ситуации при применении Закона для обеспечения единообразного порядка рассмотрения обращений в целях повышения качества организации работы с обращениями граждан и юридических лиц.

Шкловский отдел Департамента охраны

Последние новости

Калейдоскоп

Ягоды будут крупными: чем лучше всего обрабатывать смородину в июне

3 июня 2025
Читать новость
Общество

Прямая телефонная линия пройдет в Могилевской таможне

3 июня 2025
Читать новость
Здоровье

“Я за этот рецепт”. Врач прокомментировал три народных средства для волос

3 июня 2025
Читать новость
Экономика

В Беларуси сохраняется высокий темп роста зарплаты — ЕАБР

3 июня 2025
Читать новость
Без рубрики

«Искусству кино посвящается» – вдохновляйтесь, создавайте, помните!

3 июня 2025
Читать новость
В мире

В Китае мужчина разбил несколько фигур знаменитой Терракотовой армии

3 июня 2025
Читать новость

Рекомендуем