Персональные данные: какая ждет ответственность за нарушение законодательства

В современном мире, учитывая стремительное развитие различных информационных технологий и ресурсов, распространение любой информации не представляет абсолютно никакой сложности для граждан любого возраста, независимо от образования и рода их деятельности.
Принимая во внимание, что цифровизация сделала возможным сбор, хранение и обработку практически неограниченного объема информации о каждом человеке, защита индивидуальных данных воспринимается как основной правовой инструмент.
В нашей стране в 2021 году в целях системного и комплексного урегулирования вопросов, касающихся правовой регламентации работы с персональными данными, а также их защиты принят Закон Республики Беларусь «О защите персональных данных» от 07.05.2021 № 99-З, который направлен на обеспечение прав и свобод физических лиц при обработке их персональных данных, а Национальный центр защиты персональных данных создан для соблюдения исполнения вышеуказанного Закона.
Распространение персональных данных может повлечь причинение гражданам различных негативных и неблагоприятных последствий, таких как угрозы, вымогательство, мошенничество, причинение морального вреда и т.п.
Сегодня вопрос защиты персональных данных звучит повсеместно и является очень актуальным, поскольку персональные данные – это весьма ценный информационный актив, который нуждается в действенной защите. Ненадлежаще организованная работа с информацией, относящейся к персональным данным, невнимательное или пренебрежительное отношение к мерам защиты личной информации может повлечь несанкционированный доступ к ней, распространение персональных данных, причинение вреда гражданам и юридическим лицам. И, как следствие, виновные в этом лица будут привлечены к установленной законодательством Республики Беларусь ответственности.
Развитие информационных технологий привело к распространению социальных сетей, в которых граждане добровольно распространяют значительные объемы персональных данных, включая личные изображения, информацию о месте работы или учебы, своих увлечениях и хобби, что делает данную информацию доступной лицам, имеющим противоправный умысел. Большие объемы информации, содержащей персональные данные, в том числе о финансовом положении граждан, их кредитных историях, доходах хранятся на различных интернет ресурсах, в том числе с использованием облачных технологий, что требует принятия необходимых мер по их защите, с использованием средств организационного, технического и криптографического характера.
Информация, составляющая персональные данные, охватывает как объективные данные (имя, возраст, место работы и др.), так и субъективные мнения или оценки (уровень платежеспособности, результаты аттестации нанимателем работника и др.). Закон не предусматривает ограничений или требований к носителям информации для признания такой информации персональными данными, то есть форма предоставления информации значения не имеет. Это может быть текстовая информация на бумажном или электронном носителе, фотоизображение, аудио-видео-запись. Для признания информации персональными данными необходимо, чтобы эта информация «относилась» к конкретному лицу.
Например, в социальных сетях размещаются фотографии автомобилей с различными номерами, которые демонстрируют нарушение автовладельцами правил дорожного движения. Целью размещения таких фото является привлечение внимания к совершенному правонарушению, предупреждение совершения новых правонарушений. Соответствующие данные могут также использоваться правоохранительными органами для привлечения владельца транспортного средства к установленной законом ответственности. Поэтому в этом случае размещение фотографии транспортного средства рекомендуется рассматривать как обработку персональных данных.
При решении вопроса о том, относится ли информация к конкретному лицу, следует учитывать различные обстоятельства, в том числе: содержание информации (ее полнота, детализация, индивидуализированный характер), цель обработки (предполагается ли воздействие на субъект), возможное влияние обработки на конкретный субъект (вероятность наступления неблагоприятных последствий, отказ в реализации прав).
Наиболее распространенным вариантом использования информации об идентифицированном лице является указание его Ф.И.О. в совокупности с другими данными (адрес места жительства, место работы, дата и место рождения), которые однозначно выделяют такое лицо среди других.
Закон предусматривает ряд идентификаторов, которые позволяют прямо или косвенно определить лицо: Ф.И.О.; дата рождения; идентификационный номер; один или несколько признаков, характерных для его физической, психологической, умственной, экономической, культурной или социальной идентичности; номер телефона; почтовый адрес, адрес электронной почты; номер паспорта и дата его выдачи; история посещения сайтов, поисковые запросы; IP-адрес; идентификатор файла cookie, история болезни человека.
Например, информация о номере мобильного телефона может использоваться как для установления личности, так и в иных целях (оказания влияния на принятия решений, например, участвовать в голосовании и голосовать определенным образом, а также рассылки рекламных или иных нежелательных сообщений). Это может причинить беспокойство, вызывать раздражение, недовольство попытками завладеть вниманием человека. Кроме того, неправомерное использование номера мобильного телефона может нарушить интересы третьих лиц, например, семьи субъекта. В связи с этим, если обработка номера телефона имеет негативное воздействие на лицо, причиняет ему беспокойство и др., то такую обработку следует рассматривать как обработку персональных данных.
Административно-правовыми средствами защиты персональных данных выступают нормы об административной ответственности за нарушение законодательства о защите персональных данных, которая предусмотрена статьей 23.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП). При этом административный процесс по данной категории дел об административных правонарушениях, в частности подготовку дел к рассмотрению осуществляют должностные лица органов внутренних дел.
Умышленные незаконные сбор, обработка, хранение или предоставление персональных данных физического лица либо нарушение его прав, связанных с обработкой персональных данных – влекут наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин (ч. 1 ст. 23.7 КоАП).
При этом нарушение прав физического лица, связанных с обработкой персональных данных, может выражаться в следующем: непредставление ответа на заявления, поданные в соответствии со ст. 14 Закона о защите персональных данных; несоблюдение сроков ответов на заявления субъектов персональных данных; неправомерный отказ в удовлетворении соответствующих требований субъектов персональных данных, предоставление неполной информации в ответ на поступившее заявление.
Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.7 КоАП, совершенные лицом, которому персональные данные известны в связи с его профессиональной или служебной деятельностью – влекут наложение штрафа в размере от четырех до ста базовых величин ( ч. 2 ст. 23.7 КоАП ).
Умышленное незаконное распространение персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере до двухсот базовых величин ( ч. 3 ст. 23.7 КоАП ).
Несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных физических лиц – влечет наложение штрафа в размере от двух до десяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до двадцати базовых величин, а на юридическое лицо – от двадцати до пятидесяти базовых величин (ч. 4 ст. 23.7 КоАП )
Умышленные незаконные сбор, предоставление информации о частной жизни и (или) персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, – влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 203-1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Незаконные действия в отношении информации о частной жизни и персональных данных», а такие же действия, совершенные в отношении лица или его близких, в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга – по ч. 3 данной статьи.
Вероника Якушева, старший инспектор по административной практике группы организационно-аналитической работы и административно-процессуального контроля милиции общественной безопасности ОВД Шкловского райисполкома