РОСК: оградите детей от деструктивного контента

Интернет является бесконечным, универсальным и условно неисчерпаемым источником самой различной информации, которая помогает производителям продавать свой товар, предлагать услуги, учащимся интернет помогает получать новые знания, другим интернет помогает развлекаться, читать новости и т.д. Все то, что наполняет любой интернет-ресурс, будь то блог, сообщество, «канал» или сайт, это и будет называться контентом. В зависимости от вида восприятия и подачи контент бывает: текстовый (текстовая информация), графический (любое изображение – фото, графики и т.д.), аудио-контент (аудиофайлы), видео (видеофайлы, сейчас это наиболее популярный и распространенный вид контента, он может дополняться графической и текстовой информацией, благодаря чему усваивается и понимается гораздо лучше, чем любые другие формы и форматы). По своему назначению контент делят на несколько категорий: развлекательный, вовлекающий, «вирусный контент», развлекательно-полезный, рекомендательный, полезный и деструктивный. Остановимся на самой опасном – деструктивном.
Сейчас в сети Интернет, в различных социальных сетях (например: «Вконтакте»), мессенджерах (например: «Телеграмм») и приложениях (например: «ТикТок») существует множество различных онлайн и офлайн каналов, групп, сообществ с текстовой, фото и видео информацией, которые содержат для несовершеннолетних крайне негативный, социально опасный и деструктивный коннект. Таких каналов, групп и сообществ в социальных сетях, мессенджерах, приложениях на данный момент сотни и тысячи, количество активных подписчиков в них варьируется от нескольких человек до десятков тысяч пользователей! Все они как правило администрируются не одним человеком, а группой администраторов, они постоянно обновляются и нацелены на определённую аудиторию, весь коннект в них оформлен в большинстве случаев визуально привлекательно и интригующе. Содержимое (наполняемость) этих каналов, групп и сообществ крайне разнообразно по форме, но одинаково по содержанию – от фотографий до видеороликов. Сперва всё начинается с того, что подросток «подписался» на новости на канале, в группе, в сообществе, после чего его разум подвергается ежедневной обработке. Например предлагается принять участие в игре, где необходимо пройти различные тесты и задания (квест), по мере выполнения которых возрастает рейтинг, который открывает доступ к новым «возможностям», информации или заданиям, иногда это связано с тематикой противоправного поведения, причинением себе физических увечий и (либо) инсценировке этих событий. Выполнение так называемых заданий администраторов, чаще всего, происходит поздним вечером или ночью, что впоследствии закономерно приводит к систематическому недосыпанию и как следствие, к ухудшению самочувствия ребенка, снижению его способностей, невозможности взвешенно, рационально и адекватно воспринимать происходящее вокруг и принимать правильные решения, все это сказывается в конечном итоге на учебном процессе, а именно успеваемости, взаимоотношениях с родителями, учителями и сверстниками. Таким образом подросток, сам этого не понимая, вступивший в группу, сообщество или подписавшийся на канал попадает в страшную психологическую ловушку. Таким образом среди подростков агрессивно «культивируется» депрессивные психологические состояния, равнодушие и безразличие, при этом поощряется применение насилия к себе и окружающим, а такие естественные человеческие ценности – семья, друзья, образование – высмеиваются, критикуются и обесцениваются. В отношении «деструктивных групп» в сети Интернет необходимо четко понимать, что это новая реальность, причины которой в некоторой степени скрываются в деградации нравственного начала в обществе, восстановить «нравственную деградацию» с помощью исключительно законодательных мер крайне сложно. Современные дети живут в сети Интернет, это факт, аксиома. Формат виртуального общения многим стал гораздо привычнее и удобнее, чем личная беседа, встреча, как говорится «с глазу на глаз». Подростки хотят превратиться в Интернете в идеальную картинку для подражания другими, при этом зачастую используют следующие ложные и ошибочные стереотипы: если ты девушка, то должна быть непременно красивой, а это значит худой, стройной и модно одетой. Если ты юноша, то должен быть непременно – сильным, брутальным грубым, уважаемым в компании. При этом современные подростки, оказываясь заложниками деструктивных ресурсов в сети Интернет, страдают именно от того, что реальное положение дел в действительности не соответствует их идеалам. В последнее время многие эксперты аргументировано утверждают, что воздействие на умы подрастающего поколения через сеть Интернет – это вопрос безопасности государства, и такую атаку нельзя недооценивать, и оставить эту атаку без внимания без принятия своевременных и должных мер реагирования, значит поставить под удар не только молодое поколение, но и основы безопасности страны и общества в целом.
Уважаемые родители, обратите внимание на то, в каких группах социальных сетей, каналах блогах состоят Ваши дети, с кем они общаются и дружат, с целью обеспечения безопасного времяпровождения детей в сети Интернет задайте себе и ребенка следующие вопросы и непременно найдите на них ответы:
-Сколько времени ваш ребёнок проводит в сети Интернет?
-Какие сайты, каналы, блоги, сообщества он посещает, какой контент в них содержится?
-Знаете ли вы его виртуальных друзей, какое влияние они оказываю на Вашего ребенка?
-Замечали ли вы порезы на теле своего ребёнка, происхождение которых он не может или не хочет объяснить?
Справочно:
В настоящий момент времени Шкловским РОСК проводится проверка по факту имевшего место в январе месяце 2021 года случая самоповреждения несовершеннолетним. В рамках проведения проверки следователя опрошены свидетели и очевидцы, родители несовершеннолетнего, назначен ряд экспертиз, в том числе судебно-медицинская и психолого-психиатрические экспертизы. В ходе проведения проверки следователями проверяется версия распространения в социальных сетях через сеть интернета деструктивного коннекта, «жертвой» которого мог стать несовершеннолетний.
Шкловский РОСК