В отделении ГАИ напомнили о необходимости соблюдения скоростного режима
![В отделении ГАИ напомнили о необходимости соблюдения скоростного режима](https://shklovinfo.by/wp-content/uploads/2024/07/000022_1717941782_640035_big.jpg)
Скорость — это одновременно и сила, и слабость автомобиля. С одной стороны, он предназначен для того, чтобы быстрее прибыть в нужное место. С другой, чем больше скорость, тем опаснее движение, тем проблематичнее предотвращение аварии.
За формулировкой «водитель не справился с управлением» довольно часто кроется именно неправильный выбор безопасной скорости.
Основным критерием культуры вождения является соблюдение ограничения в скорости, установленного Правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан неукоснительно выполнять эти требования. Сам факт превышения установленной скорости, нельзя объяснить, как некоторые иные нарушения, случайностью или минутной невнимательностью. Превышение скорости – сознательное нарушение. Скорость выше нормы не дает практически никакого выигрыша во времени, зато увеличивает нервное напряжение водителя. Начав движение рывком в городе с перекрестка он, как правило, станет у следующего пересечения улиц перед красным сигналом светофора. В то же время выбравшие скорость с таким расчетом, чтобы приблизиться к нему в момент включения зеленого света, проедут без остановки. Относительно вероятности возникновения аварийной ситуации подсчитано, что на скорости 80 километров в час она почти вдвое выше, чем при предельно допустимой в городских условиях.
Тяжесть последствий при дорожно-транспортных происшествиях напрямую зависит от скорости автомобиля в момент аварии. Превышение скорости всего на 10 км/ч может увеличить остановочный путь на десятки метров. «Без тормозов» может остаться ваш автомобиль даже на сухом и чистом асфальте. В жаркий летний день на прямом солнце температура асфальта может превышать 50°С. К сожалению, немногие водители учитывают, что сцепление шин с дорогой в таких условиях резко ухудшается, и тормозной путь может значительно удлиниться.
Не стоит также забывать, что водитель, превышающий скорость, подвергает риску не только себя, но и окружающих людей. Ограничение скорости, меры позволяющие сохранить жизнь всех участников дорожного движения. При ДТП на скорости 30 км/ч риск смертельного исхода для пешехода 5%, при 50 км/ч – 40%, а при 65 км/ч – уже 84%.
Водители спешат, стараясь сэкономить время, но превышение скорости в реальных условиях дорожного движения не приводит к существенному выигрышу во времени. Лишь 2 минуты выиграет водитель, преодолевающий средний, скажем, городской маршрут (около 20 км) со скоростью 80 км/ч, вместо разрешенных 60 км/ч.
Выбор скорости зависит:
От условий видимости. С увеличением скорости поле зрения водителя сужается, водитель видит только узкую полосу асфальта перед машиной. Вне поля зрения остаются знаки, светофоры, люди, машины и край дороги.
От интенсивности движения. Наиболее безопасно двигаться со средней скоростью транспортного потока.
От состояния проезжей части (скользкий, мокрый асфальт). Снег, гололёд, грязь, образуют на дороге скользкую плёнку.
От технического состояния транспортного средства. Не следует ехать на пределе возможностей вашего автомобиля.
От расстояния видимости. Если остановочный путь автомобиля превышает расстояние видимости, скорость необходимо снизить.
Следует различить два вида нарушений, связанных со скоростью движения:
– когда водитель превышает дозволенную в данном месте скорость, т.е. просто не выполняет предписания ПДД и дорожных знаков;
– когда в допустимом диапазоне скоростей выбирается скорость большая, чем та, которая диктуется дорожной ситуацией. В данном случае, Госавтоинспекция водителей «наказать», конечно, не может, но они, попадая из-за таких нарушений в происшествия, сами себя наказывают.
Основная задача водителя состоит в том, чтобы найти оптимальное значение скорости, которое обеспечит и достаточно быстрое перемещение, и достаточную безопасность.
Госавтоинспекция напоминает, что за превышение скорости от 20 до 30 км/ч штраф составит от 1 до 3 базовых величин, за превышение от 30 до 40 км/ч – от 3 до 10, за превышение на 40 км/ч и более – от 8 до 12. За повторное в течение года превышение скорости водители вообще могут лишиться права управления транспортным средством на срок до одного года.
Также, выезд на полосу встречного движения – это одно из самых аварийно-опасных нарушений правил, так как зачастую оно приводит к весьма печальным последствиям вплоть до летального исхода. Причина, по которой водители оправдывают грубое нарушение ПДД, чаще всего одна – они куда-то опаздывают. Вместе с тем, даже при скорости 40 км/ч удар от лобового столкновения может оказаться фатальным, а последствия для водителя и пассажиров – несоизмеримыми с выигранными минутами.
Совершая обгон, водитель добровольно и осознанно идет на риск. Пытаясь объехать попутную машину, автолюбители выезжают на полосу встречного движения, не всегда адекватно оценивая обстановку, погодные условия, расстояние до приближающихся транспортных средств. Малейшая ошибка при выполнении данного маневра может привести к ДТП с тяжелыми последствиями. К сожалению, не все водители задумываются об этом.
Самый сложный момент – рассчитать время и скорость выполнения обгона. Перед его началом следует разумно оценить обстановку и принять решение. Стоит отметить, что очень важно при совершении обгона правильно выбрать участок дороги, который позволит безопасно выполнить этот маневр. Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам.
Чем больше габариты автомобиля, который водитель собирается обогнать, тем дальше следует от него ехать. Необходимо также обращать внимание на автомашины, которые готовятся выехать с примыкающих слева второстепенных дорог. Поворачивающие направо водители обычно смотрят только налево, поэтому идущий на обгон по встречной полосе транспорт будет для них неожиданностью. Водитель должен просматривать встречную полосу как можно дальше: даже на пустой дороге надо все делать в ожидании встречного транспортного средства.
Перед обгоном проверьте, нет ли позади автомобиля, движущегося быстрее вас. Если впереди водитель снижает скорость, не торопитесь его обгонять: сначала поймите, почему он это делает.
Обгоны весьма опасны на крутых поворотах, подъемах, спусках, местах с ограниченной обзорностью, узких участках дороги, проезд которых допустим лишь с ограниченной скоростью.
К сожалению, даже самые опытные водители нередко неправильно определяют время, необходимое для обгона, и расстояние, которое пройдет обгоняющий автомобиль. Поэтому лучше не рисковать.
Каждому водителю необходимо помнить, что даже если нет таких запрещающих факторов, как знаки, разметка, существуют дорожные ситуации, когда обгон запрещен: если водитель транспортного средства, движущегося впереди по той же полосе движения, подал сигнал левого поворота; если следующие за ним водители начали обгон. Также обгон запрещен на обозначенных и регулируемых перекрестках, на пешеходных переходах и ближе 50 метров от них, на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ним, при недостаточной видимости дороги и т.д.
ОГАИ Шкловского РОВД