Как общаться с детьми переходного возраста

– Коллективу лицея очень часто приходится работать с детьми, которые воспитывались в неблагополучных, малообеспеченных семьях. И мы стараемся бороться с теми недостатками, которые они оттуда выносят. Но то, что проблемные дети бывают только в неблагополучных семьях – это заблуждение. В хороших их не меньше, просто это не так на виду.
– Какая проблема для подростков основная?
– Проблема одиночества. Очень часто они чувствуют себя одинокими даже несмотря на наличие семьи. В кризисном возрасте как никогда важны поддержка и внимание. И даже если подросток совершает противоправные поступки, в частных беседах может выясниться, что он очень ранимый, у него много переживаний.
– Инна Юрьевна, чем чреват недостаток внимания к подросткам, кроме совершения ими противоправных поступков?
– Последствий много. Это и употребление наркотиков, спайсов, и склонность к суицидам… Есть такая проблема, как интернет-зависимость, которую родители часто не считают опасной. Но на самом деле важно помнить, что через интернет легче общаться тогда, когда не хватает живого общения. И, кроме того, есть много опасных сайтов, связанных, к примеру, с теми же спайсами, куда без наличия должного контроля свободно заходят подростки.
– Какие советы Вы можете дать родителям?
– Побольше беседовать с детьми, интересоваться, чем они живут, чем увлекаются, какую водят компанию. Рассказывать о том, какие проблемы испытывали, когда сами были подростками, как с этими проблемами справлялись. Для родителей очень важно установить доверие с детьми, не читать им нотации, а беседовать на равных, критиковать не самого ребенка, а его поступки.
И нам, работникам лицея, очень хочется, чтобы родители интересовались детьми, тем, как они учатся в лицее, как иногородние живут в общежитии.
– Расскажите, какую работу проводите с учащимися лицея?
– С одной стороны, это групповые занятия, тренинги с элементами игры, с другой – индивидуальная работа. Среди наших учащихся есть те, кто находится в социально опасном положении, окружаем их вниманием, одни они никогда не остаются. Проводим работу с родителями, консультируем по поводу воспитания.
Дежуря по общежитию, я стараюсь обойти все комнаты, просто поговорить с учащимися, что называется, ни о чем. У них ведь находит отклик, даже если просто спросишь, как дела, улыбнешься…
Но больше всего ценю те моменты, когда подросток сам приходит ко мне и обращается с какой-то проблемой, будь то заниженная самооценка или проблемы с родителями. Это значит, что у него есть доверие к психологу и что он искренне намерен преодолеть возникшую сложность. И совместными усилиями у нас все получается.
Ольга ДАНИЛОВА