От умных лифтов до двигателей для электромобилей. «Могилевлифтмаш» о ноу-хау белорусского производства

От умных лифтов до двигателей для электромобилей. «Могилевлифтмаш» о ноу-хау белорусского производства

Крупнейший игрок на рынке лифтового оборудования ОАО «Могилевлифтмаш» — предприятие с многолетним опытом работы. Здесь знают, как отвечать на вызовы времени, создавать конкурентоспособную продукцию, быть успешным вне зависимости от конъюнктуры рынка и обеспечивать надежные социальные гарантии для трудящихся. Говорит о многом и тот факт, что продукция белорусского предприятия занимает четверть российского рынка лифтового оборудования. Однако лифты — лишь одно востребованное направление: в Могилеве также выпускаются тяговые электродвигатели, эскалаторы, автомобильные парковочные системы. О новинках и ноу-хау отечественного производства узнали корреспонденты БЕЛТА.

Белорусское производство стремительно развивается и кардинально отличается от того, которое было 20 и даже 10 лет назад, — подчеркнул генеральный директор ОАО «Могилевлифтмаш» Сергей Чертков. — Сейчас предприятия движутся вперед с нарастающей скоростью, и во многом этому способствует здоровая конкуренция. Мы прекрасно понимаем, что нельзя останавливаться на достигнутом: если хочешь быть востребованным и успешным, надо развивать производство и собственные компетенции, работать над импортозамещением, диверсифицировать продукцию и рынки сбыта, а также двигаться в разных направлениях. Кроме того, надо быть самостоятельными и самодостаточными, чтобы внешние факторы не смогли оказать существенное влияние на наши внутренние процессы».

Умные, скоростные, с дезинфекцией: какие лифты производят в Могилеве

Сегодня предприятие выпускает более 200 модификаций пассажирских и грузовых лифтов, и каждая из них находит свое применение. Могилевская продукция соединила в себе современный дизайн и передовой функционал, поэтому легко конкурирует с импортными аналогами, в том числе с китайскими производителями. Развитие не останавливается, и конструкторы предприятия каждый год предлагают покупателям новинки и усовершенствованные модели.

«Мы расширили модельный ряд за счет увеличения грузоподъемности, — отметил директор научно-технического центра предприятия Максим Соболев. — Если раньше самым массовым и продаваемым пассажирским лифтом была модель грузоподъемностью до 1 тыс. кг, то сейчас мы разработали и реализуем до 2,5 т. Расширили модельный ряд и по скоростным показателям. Пока производим лифты со скоростью 2,5 м/с, но уже в этом году получим сертификат на лифт, который будет передвигаться почти в два раза быстрее — 4 м/с. Опытная модель уже разработана, впереди — монтаж, испытания и получение сертификата».

По словам Максима Соболева, скоростные лифты задействованы в зданиях с высотой подъема порядка 200 м. «Высотное строительство — достаточно узкий сегмент. Раньше там работали европейские производители, а сейчас — китайские, поэтому туда попасть сложно. Вместе с тем качество могилевских лифтов позволяет это сделать», — подчеркнул он.

В числе последних разработок предприятия — так называемый умный лифт, необходимость создания которого возникла с развитием концепции умных технологий. Он представляет собой комплексную систему, которая привязывается к телефону, интегрируется в окружающее пространство и полностью подстраивается под человека: без чипа поднимается шлагбаум при въезде на парковку, открывается дверь подъезда при приближении к ней, автоматически вызывается лифт и везет жильца на нужный ему этаж, даже если он не нажал кнопку. В будущем такие системы можно закладывать при строительстве домов еще на стадии проектирования.

Очередное ноу-хау, которое родилось в период распространения коронавирусной инфекции, — лифт с дезинфекцией. Конструкторы предприятия разработали систему двух типов: первая действует по принципу воздухообмена, вторая, светодиодная, обеззараживает воздух и считается самой эффективной. Она включается в кабине лифта специальными датчиками и буквально за две минуты полностью дезинфицирует замкнутое помещение. Такие лифты востребованы в больницах и поликлиниках, учреждениях образования, административных и торговых центрах, на предприятиях — везде, где есть большое скопление людей.

Немало времени и сил уделяется дизайнерским находкам и функциональным решениям. Например, с конвейера вышли лифты с встроенными мониторами, на которых можно отобразить любую информацию. В выключенном состоянии они выглядят как обычное зеркало, а в режиме «ON» — как телевизионный экран. Такие новации в том числе решают проблему с бумажной рекламной продукцией, из-за которой кабинки лифтов со временем получают крайне непрезентабельный и неаккуратный вид. «С каждым годом становится все больше модификаций лифтов и опций, которыми они оснащены, и это тоже делает нашу продукцию востребованной и конкурентоспособной», — подчеркнул Максим Соболев.

Автоматические парковки: от семейной на два автомобиля до многоярусной на 52 машины

ОАО «Могилевлифтмаш» производит несколько видов автопарковочных систем, самая большая из которых достигает 26 ярусов в высоту и может разместить 52 автомобиля. Заполнение машино-мест происходит в автоматическом режиме. Увидеть необычный механизм в действии можно прямо на территории предприятия, сотрудники которого уже давно пользуются этим ноу-хау. Алгоритм работы достаточно простой и привязан к заводским пропускам: сканируешь документ, оставляешь машину, и парковка сама устанавливает ее в свободную ячейку. На «Могилевлифтмаше» пошли дальше, и сейчас внедряют систему диспетчеризации к этому виду парковок. Несколько недель назад разработку оснастили экраном, на котором можно наблюдать весь процесс: где находится автомобиль, как заезжает в ячейку и опускается на платформе вниз. Визуализация стала дополнительным техническим бонусом для потребителей.

Второй вид выпускаемых на предприятии парковок — роторные. «Мы производим два типа роторных парковок: для легковых автомобилей и для класса SUV, то есть кроссоверов, — отмечает Максим Соболев. — Такая система может единовременно вместить 10 внедорожников или 12 седанов, а занимает всего два парковочных места — удобно, компактно и максимально экономит пространство. Сейчас прорабатывается установка на парковках системы зарядки для электромобилей: пока автомобиль ждет хозяина, автоматически подзаряжается. Спрос на эту опцию уже есть, ведь соответствующая инфраструктура для электромобилей постоянно развивается и совершенствуется. Ведется работа и над приложением по оплате парковочного места с вариантами как разового платежа, так и покупки месячного абонемента».

Третий вид — парковки зависимого типа, которые получили название «семейные». Система рассчитана на одновременное размещение двух автомобилей по принципу «один над другим». С помощью такой парковки можно сэкономить пространство в частных домах и на подземных паркингах, где под семейный транспорт выкуплено только одно место. Такие системы отгружались в прошлом году как белорусским, так и зарубежным покупателям. Большие планы по реализации продукции есть уже и на этот год.

«Парковки — прибыльная и перспективная ниша, которая со временем будет только расширяться, — отметил Максим Соболев. — Расстраиваются города, уплотняется постройка: появляются новые социальные объекты, торговые и бизнес-центры, жилые дома. За границей в ряде крупных городов и туристических центов проблематично припарковать автомобиль даже за оплату — всем желающим не хватает места. Поэтому тема парковок постоянно развивается, актуальная она и для крупных белорусских городов. Тем более, 2025 год объявлен в стране Годом благоустройства, и парковочным местам — их наличию, качеству и удобству в использовании — будет уделено особое внимание».

От электробусов до АЭС: где устанавливают могилевские электродвигатели

Еще одно масштабное направление — электродвигатели общепромышленного и специального назначения. Новым и активно развивающимся направлением стала разработка тяговых электродвигателей для электротранспорта, в том числе электробусов и электрогрузовиков, трамваев и троллейбусов. К слову, в Могилеве по маршруту №16 уже курсируют троллейбусы с тяговыми электродвигателями местного производства. Кроме того, в процессе разработки — электродвигатели для первого белорусского электромобиля от «БЕЛДЖИ» и техники БЕЛАЗ. Это два перспективных проекта, которые будут развиваться в ближайшее время.

О новинках и планах по производству этой продукции главный конструктор по электродвигателям ОАО «Могилевлифтмаш» Алексей Чайко может увлеченно рассказывать часами. Он проработал на заводе уже более 30 лет, начав карьерный рост с должности мастера. В свое время на производство он пошел по стопам отца, который трудился здесь наладчиком. О выборе профессии за все время не пожалел ни разу, ведь его работа связана с постоянным развитием и самообразованием, а также своего рода творчеством — не каждому дано быть причастным к разработке и внедрению такого передового оборудования.

«Наши электродвигатели работают даже на Белорусской атомной электростанции — под оболочкой и вне оболочки реактора, — подчеркивает он. — Это специальная разработка для установки в радиационно-опасных средах. Также мы освоили производство взрывозащищенных двигателей для наземных установок и рудничного исполнения для работы в шахтах. Однако на сегодня самая интересная тема — разработки для электротранспорта. В основном сделан упор на городской пассажирский транспорт, однако есть и коммерческое направление — электродвигатель для первого белорусского электромобиля, над которым мы трудимся вместе с Объединенным институтом машиностроения Национальной академии наук Беларуси».

Линейка тяговых электродвигателей «Могилевлифтмаш» включает образцы от 72 кВт и до180 кВт. Их преимущество в минимальных массогабаритных показателях и качественных комплектующих, которые гарантируют длительную работу. «В Беларуси для развития электротранспорта — большое будущее, и с каждым годом это направление становится все более востребованным как в промышленной среде, так и среди простых обывателей, — подчеркнул Алексей Чайко. — На наших дорогах электромобилей становится все больше, а если появится еще и транспорт белорусского производства, то это вызовет всплеск популярности. Только представьте, что в ближайшем будущем всю страну — с севера на юг или с запада на восток — можно будет проехать всего на одной зарядке аккумулятора. Это не только удобно и экономично, но еще и экологично».

Задача — ответственно делать свою работу и развивать предприятие

На головном предприятии ОАО «Могилевлифтмаш» трудится свыше 5 тыс. человек, еще более 1 тыс. — на других производствах холдинга. Здесь множество различных направлений и служб, и каждый работник на своем месте проявляет ответственность и дает результат. Причем для многих производство стало хорошим трамплином для карьерного роста, и за это люди выражают отдельную благодарность.

Начальник технологического бюро участка непрофильной продукции Александр Юрченко на предприятии уже более 10 лет. На работу устроился на полставки, когда только заканчивал университет, а с получением диплома оформлен на полный рабочий день. Начинал с должности инженера-технолога. Он признается, что нашел в сплоченном коллективе максимальную поддержку: ему передавали производственный опыт, помогали и поддерживали во многих вопросах.

«Работа нашего подразделения очень интересная, ведь мы занимается абсолютно всеми видами продукции, в том числе опытными образцами, парковочными системами, эскалаторами, инвалидными подъемниками, — отметил он. — У меня не кабинетная работа, и мне это нравится. Приходится много общаться с людьми и передвигаться, быть постоянно мобильным и включенным в процесс. Радует, когда твои усилия и старания приносят хороший результат, а, как известно, из маленьких шагов складывается одно большое дело. Каждый из нас на своем месте болеет за свое производство, хорошо сделанную работу и конечный результат, старается выполнить поставленную задачу качественно и в срок».

Последние новости

Общество

Председателем правления общества «Знание» избран Алексей Авдонин

30 октября 2025
Читать новость
Досуг

Как отмыть пригоревшую кастрюлю за 30 минут – простой рецепт без усилий

30 октября 2025
Читать новость
101 информирует

В Шкловском районе проходит акция «За безопасность вместе»

30 октября 2025
Читать новость
Общество

Молодежь Шкловского района обсудила перспективы работы на селе

30 октября 2025
Читать новость
101 информирует

Шкловский РОЧС предупреждает: неосторожное обращение с огнем влечет беду

30 октября 2025
Читать новость
Всебелорусское народное собрание

Всебелорусское народное собрание: путь единства и развития Беларуси

30 октября 2025
Читать новость

Рекомендуем