Образование: в ногу со временем

Трудно спорить с тем, что воспитание и образование неделимы. И, в первую очередь, основы мировоззрения, знаний и правил поведения формируются в школе. Как выстроена система образования, насколько крепок авторитет педагога, и чем нынешнее поколение учеников отличается от предыдущих? Об этом порассуждали с нашими экспертами: председателем ветеранской организации педагогов Шкловского района, начальником отдела образования райисполкома с 2004 по 2010 год Людмилой Солтан и учителем истории Забродской средней школы, учителем-методистом Ритой Мишиной.

– За последние годы в системе общего среднего образования произошли многие изменения. Но главный вопрос – качество образования – по-прежнему не теряет актуальности. С чего начинается обучение?
Людмила Солтан: По моему глубокому убеждениюучитель может дать знания, заложить основы воспитания только через отношение к детям. А к своим ученикам нужно относиться так, как хотели бы, чтоб другие относились к вашим собственным детям. Когда-то, в период активного развития технологий, распространения интернета, мы, педагоги, родители упустили какие-то важные моменты в обучении, воспитании, и сейчас важно вернуться к истокам. Образование начинается с четкого понимания своей роли, значимости в обществе, а это невозможно без знания своей истории, истории своей семьи, района, страны. Отсюда и рождается патриотизм. А не так, что кнопку нажали, как говорят, лайкнули, – так патриотом не будешь.

Рита Мишина: Обучение начинается с профессиональной компетенции педагога. И это не только про его уровень подготовки, опыта, немаловажное значение имеют и морально-деловые качества. Школа на протяжении лет готовит не только человека, имеющего знания, но и гражданина своей страны. А патриота может воспитать только патриот. Поэтому, прежде чем переступить порог школы, учитель должен сам четко понимать, что он может дать своему ученику, чему научить. Я уверена, что в педагогическую семью должны вступать те, кто действительно не мыслит свою жизнь без того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное.
– Немало вопросов возникает иногда и к школьным учебникам. Меняются подходы к подаче материала, совершенствуется их содержание. Они отвечают современным запросам?
Людмила Солтан: Здесь важно учитывать возрастные особенности, психологию подрастающего поколения, их уровень восприятия. А это требует немало усилий и затрат. Это командная работа. Учебники должны быть доступны для обучения. А в этом деле нет предела совершенству.
Рита Мишина: Подходы к обеспечению качества образования направлены на повышение результативности усвоения информации учащимися. Я, как член экспертной группы при Министерстве образования, могу точно сказать, что создание учебного пособия – это долгая кропотливая работа, в которой существует множество нюансов. Перед внесением изменений, дополнений проводится изучение мнений родителей, учащихся, учителей о доступности издания: понятен ли его язык ученикам, сколько времени уходит на подготовку темы, отражают ли ее иллюстрации, даже понимание условных обозначений имеет значение. Кстати, и сами родители могут поучаствовать в обсуждении. На национальном образовательном портале можно заполнить специальную электронную форму, внести предложения, и все замечания проанализируют сотрудники Национального института образования. Работа по совершенствованию учебного процесса идет постоянно. Например, с 1 сентября 2024 года в 10-м классе появится новый интегрированный курс «История Беларуси в контексте всемирной истории», который соединит два предмета в один и станет более доступным для учащихся.
– Ученые подсчитали, что за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %. Соответственно и нагрузка на учеников увеличивается. Чем нынешнее поколение учеников отличается от предыдущих, и какова здесь роль учителя, его авторитета в информационном потоке?
Людмила Солтан: Если вы говорите про интернет, я не считаю его источником информации номер один. Детям трудно отличить, где там правда, а где намеренно искаженная информация. Объяснить им это, расставить акценты, помочь сориентироваться в информационном потоке – это и есть главная задача учителя. Он должен быть на шаг, а то и на два впереди своего ученика. Иначе он потеряет авторитет. Его ученика будет учить интернет. Поэтому, когда учатся дети, должны учиться и учителя.
Рита Мишина: Каждый новый человек, ученик, переступающий порог школы, не обладает теми знаниями, которые были накоплены предыдущими поколениями. Он лишь пользуется теми технологиями, которые возникли благодаря великим умам, изобретениям ученых. И роль учителя – не только заложить основы знаний, но и научить критически к ним относиться, искать что-то новое, доказывать свои предположения. И если мы хотим дальнейшего развития, появления новых технологий, уже с начальной школы нужно научиться учеников вдохновлять, мотивировать, помогать открывать новые знания, которые не ограничиваются школьной программой. Это трудная работа, но и награда за нее – доверие и благодарность ученика. Для учителя – это главное.