Образование: в ногу со временем

Образование: в ногу со временем

Трудно спорить с тем, что воспитание и образование неделимы. И, в первую очередь, основы мировоззрения, знаний и правил поведения формируются в школе. Как выстроена система образования, насколько крепок авторитет педагога, и чем нынешнее поколение учеников отличается от предыдущих? Об этом порассуждали с нашими экспертами: председателем ветеранской организации педагогов Шкловского района, начальником отдела образования райисполкома с 2004 по 2010 год Людмилой Солтан и учителем истории Забродской средней школы, учителем-методистом Ритой Мишиной.

Людмила Солтан

– За последние годы в системе общего среднего образования произошли многие изменения. Но главный вопрос – качество образования – по-прежнему не теряет актуальности. С чего начинается обучение?

Людмила Солтан: По моему глубокому убеждениюучитель может дать знания, заложить основы воспитания только через отношение к детям. А к своим ученикам нужно относиться так, как хотели бы, чтоб другие относились к вашим собственным детям. Когда-то, в период активного развития технологий, распространения интернета, мы, педагоги, родители упустили какие-то важные моменты в обучении, воспитании, и сейчас важно вернуться к истокам. Образование начинается с четкого понимания своей роли, значимости в обществе, а это невозможно без знания своей истории, истории своей семьи, района, страны. Отсюда и рождается патриотизм. А не так, что кнопку нажали, как говорят, лайкнули, – так патриотом не будешь.

Рита Мишина

Рита Мишина: Обучение начинается с профессиональной компетенции педагога. И это не только про его уровень подготовки, опыта, немаловажное значение имеют и морально-деловые качества. Школа на протяжении лет готовит не только человека, имеющего знания, но и гражданина своей страны. А патриота может воспитать только патриот. Поэтому, прежде чем переступить порог школы, учитель должен сам четко понимать, что он может дать своему ученику, чему научить. Я уверена, что в педагогическую семью должны вступать те, кто действительно не мыслит свою жизнь без того, чтобы сеять разумное, доброе, вечное.

– Немало вопросов возникает иногда и к школьным учебникам. Меняются подходы к подаче материала, совершенствуется их содержание. Они отвечают современным запросам?

Людмила Солтан: Здесь важно учитывать возрастные особенности, психологию подрастающего поколения, их уровень восприятия. А это требует немало усилий и затрат. Это командная работа. Учебники должны быть доступны для обучения. А в этом деле нет предела совершенству.

Рита Мишина: Подходы к обеспечению качества образования направлены на повышение результативности усвоения информации учащимися. Я, как член экспертной группы при Министерстве образования, могу точно сказать, что создание учебного пособия – это долгая кропотливая работа, в которой существует множество нюансов. Перед внесением изменений, дополнений проводится изучение мнений родителей, учащихся, учителей о доступности издания: понятен ли его язык ученикам, сколько времени уходит на подготовку темы, отражают ли ее иллюстрации, даже понимание условных обозначений имеет значение. Кстати, и сами родители могут поучаствовать в обсуждении. На национальном образовательном портале можно заполнить специальную электронную форму, внести предложения, и все замечания проанализируют сотрудники Национального института образования. Работа по совершенствованию учебного процесса идет постоянно. Например, с 1 сентября 2024 года в 10-м классе появится новый интегрированный курс «История Беларуси в контексте всемирной истории», который соединит два предмета в один и станет более доступным для учащихся.

– Ученые подсчитали, что за пять предыдущих лет человечеством было произведено информации больше, чем за всю предшествующую историю. Объем информации в мире возрастает ежегодно на 30 %.  Соответственно и нагрузка на учеников увеличивается. Чем нынешнее поколение учеников отличается от предыдущих, и какова здесь роль учителя, его авторитета в информационном потоке?

Людмила Солтан: Если вы говорите про интернет, я не считаю его источником информации номер один. Детям трудно отличить, где там правда, а где намеренно искаженная информация. Объяснить им это, расставить акценты, помочь сориентироваться в информационном потоке – это и есть главная задача учителя. Он должен быть на шаг, а то и на два впереди своего ученика. Иначе он потеряет авторитет. Его ученика будет учить интернет. Поэтому, когда учатся дети, должны учиться и учителя.

Рита Мишина: Каждый новый человек, ученик, переступающий порог школы, не обладает теми знаниями, которые были накоплены предыдущими поколениями. Он лишь пользуется теми технологиями, которые возникли благодаря великим умам, изобретениям ученых. И роль учителя – не только заложить основы знаний, но и научить критически к ним относиться, искать что-то новое, доказывать свои предположения. И если мы хотим дальнейшего развития, появления новых технологий, уже с начальной школы нужно научиться учеников вдохновлять, мотивировать, помогать открывать новые знания, которые не ограничиваются школьной программой. Это трудная работа, но и награда за нее – доверие и благодарность ученика. Для учителя – это главное.

Последние новости

Спорт

Международный турнир по волейболу завершен. Кто стал победителем?

16 марта 2025
Читать новость
Экономика

Налоговая информирует: о представлении сведений о доходах физических лиц при создании ИП коммерческой организации

16 марта 2025
Читать новость
Лица Победы

Лица Победы. Пантелей Ермоленко

16 марта 2025
Читать новость
Здоровье

Специалисты санэпидемслужбы продолжают информационно-образовательную работу

16 марта 2025
Читать новость
80 лет Великой Победы

Хроника Великой Отечественной войны. 16 марта 1945 года. До Победы осталось 54 дня

16 марта 2025
Читать новость
Досуг

Сытно и вкусно: рецепт канадского мясного пирога Туртьер

16 марта 2025
Читать новость

Рекомендуем