К месячнику “Человек с белой тростью”: история и современность Шкловской спецшколы-интерната

К месячнику “Человек с белой тростью”: история и современность Шкловской спецшколы-интерната

Шкловская спецшкола-интернат — это не просто школа. Сейчас это современный образовательный комплекс, в котором созданы все условия для гармоничного всестороннего развития и обучения детей, имеющих зрительные нарушения.

А история школы берет свое начало с июля 1953 года. Тогда первыми ее учениками стали дети, потерявшие зрение в годы войны. Первый выпуск состоялся в 1958 году. Аттестаты о семилетнем образовании тогда получили 18 учеников.

Шло время. Школа стала стремительно преображаться. Большая заслуга в этом принадлежит директору Владимиру Леонидовичу Клюйко, который возглавлял школу более 18 лет. В это время материальная база пополнялась и совершенствовалась. Был осуществлен капитальный ремонт с реконструкцией спального и учебного корпусов, библиотеки, учебных мастерских, спортзала. Особое внимание при этом было уделено специфике школы.

С 2012 года нашу школу возглавляет Инга Викторовна Александрова. Под ее руководством школа продолжает преобразовываться и совершенствоваться. В учреждении образования в соответствии с современными требованиями постоянно обновляется безбарьерная среда, в 2022 году проведена масштабная реконструкция, и сейчас здесь уютные современные кабинеты, светлые коридоры, просторные спальни. Также на базе школы создан Ресурсный центр, в котором специалистами и педагогами школы ведется регулярное консультирование родителей и педагогов из разных уголков Беларуси по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями зрения.

В нашей школе работают мудрые, опытные, преданные своему делу люди. Педагоги школы-интерната на протяжении ряда лет участвуют в научной и исследовательской работе, принимают участие в процессе подготовки к выпуску учебных пособий рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, рецензируют адаптированные учебные пособия.

Школьная жизнь ребят очень интересна, познавательна и разнообразна. Воспитанники принимают активное участие в экскурсиях, концертах, проектах, акциях, спортивных и интеллектуальных мероприятиях, посещают музеи и предприятия области и района.

Для детей с глубокими зрительными нарушениями в школе организована целенаправленная работа по социальной реабилитации, которая включает учебные занятия по коррекции, ритмике, лечебной физкультуре, социально-бытовой ориентации, ориентированию в большом и малом пространстве, и направлена на подготовку детей к самостоятельной жизни.

В учреждении образования большое внимание уделяется работе с одаренными и высокомотивированными учащимися. Воспитанники школы ежегодно принимают участие в конкурсах и проектах, предметных олимпиадах. И благодаря слаженной работе педагогов, учащихся и их родителей ребята занимают призовые места.

Об эффективности коррекционно-образовательного процесса свидетельствует успешная социализация выпускников школы-интерната, имеется положительная динамика поступления, в том числе незрячих, в высшие учебные и средние специальные учебные заведения.

Спортивно-оздоровительной работе с учащимися в школе уделяется особое значение. Учащиеся школы неоднократно становились победителями областных и республиканских соревнований среди детей с особенностями психофизического развития. Многие из них уже стали кандидатами в мастера спорта, а имена многократных паралимпийских чемпионов, чемпионов мира и Европы Олега Шепеля и Тамары Сиваковой знает вся страна. Елизавета Петренко в метании копья стала бронзовым призером Паралимпийских игр в Токио.

Акцент в работе школы делается также на развитие творческих способностей и интересов учащихся. Музыкально одаренные ребята занимаются в вокальных группах, в ансамбле народных инструментов. И в этом огромная заслуга музыкального руководителя Бориса Андреевича Герасимовича, который на протяжении сорока шести лет работы в школе продолжает открывать новые музыкальные таланты. Школа дала путевку в жизнь заслуженному артисту Республики Беларусь Ивану Томашевичу, лауреату международных конкурсов незрячих музыкантов-исполнителей Тамаре Томашевич, руководителю Народного хора Народной песни Могилевского городского центра культуры и досуга Николаю Воропаю и многим другим.

За значительные достижения в своей деятельности и за успехи в воспитании и обучении подрастающего поколения учитель истории Тамара Петровна Кротова отмечена в книге «Слава и гордость Шкловщины».

Перелистывая страницы школьной летописи, с особой теплотой вспоминаешь тех педагогов, у кого учились мастерству, тех, кто был примером творческого отношения к делу, беззаветной преданности учительской профессии. Это уважаемые ветераны педагогического труда, которые проработали в школе много лет и оставили свой след в деле воспитания подрастающего поколения.

Галина Петровна Алданова – педагог с удивительным светом души, для нее школа стала родным домом. Тридцать пять лет она посвятила работе в школе-интернате, выпускники которой сейчас уважаемые люди: пятикратный паралимпийский чемпион Олег Шепель, директор Витебской областной общественной организации «БелТИЗ» Константин Ламчановский, заместитель директора унитарного предприятия «Элект» Витебской областной общественной организации «БелТИЗ» Дмитрий Шлома и многие другие.

Сегодня невозможно перечислить всех педагогов, которые проработали в этой школе много лет и работают в настоящее время, всех, кто внес значительный вклад в организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, в создание специальных условий для детей, ведь каждый из них оставляет частичку своей души и верит, что его ученики самые лучшие, самые талантливые и самые замечательные.

Ольга АЛЬШЕВСКАЯ, учитель русского языка и литературы ГУО «Шкловская специальная школа-интернат».

Мнение
Тамара КРОТОВА, учитель истории и обществоведения:

– В Шкловской специальной школе-интернате я работаю более 35 лет. На своих уроках прививаю учащимся любовь к родной земле, формирую бесценное качество личности – быть гражданином и патриотом своей страны. На протяжении всей педагогической деятельности успешно готовлю школьников к предметным олимпиадам по истории и обществоведению. Многие из моих воспитанников неоднократно становились победителями районных и областных этапов, а Кирилл Морозов стал победителем республиканской олимпиады по истории. По окончании обучения в МГУ имени А.А. Кулешова он получил степень магистра и в настоящее время работает учителем истории в нашей школе. В 2018 году я награждена медалью «За трудовые заслуги». Но главная награда для меня – мои успешные ученики. Среди них хочу выделить Антона Миронова, который с отличием закончил БГЭУ и учится в Академии управления при Президенте; Алину Кабирову, учащуюся 11 класса, достойно представившую нашу школу в республиканском конкурсе «Поезд победы». И очень радует, что сейчас подрастает смена любознательных, влюблённых в историю учеников.

Гульнара МИРОНОВА, тифлопедагог:

– Мой путь как педагога спецшколы начался в 1989 году. Все эти годы я обучаю детей с нарушениями зрения познавать окружающий мир, ведь возможности таких детей очень ограничены. Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь вместе с ними познавать мир, видеть, пусть и не сразу, результаты своего труда. Моя задача – сформировать у них правильные представления о предметах и явлениях. Социальная адаптация и мобильность, на мой взгляд, главный критерий успешности ребенка после окончания спецшколы.

Дмитрий ШЛОМА, выпускник 2004 года:

– Шкловскую спецшколу я окончил 20 лет назад. Хочется отметить, что уровень образования здесь достаточно высокий. Знания, полученные в школе, позволили мне поступить в Витебский государственный университет имени Машерова на специальность «Педагогика и практическая психология». После университета учился в аспирантуре, магистратуре. В своей работе прошел разные этапы: от руководителя кружка до должности заместителя директора по идеологической работе и социальным вопросам на унитарном предприятии «Элект». И я хочу сказать, что слепота – это не преграда для полноценной жизни. Все барьеры – только у нас внутри.

Никита КОЛОКОЛЬЧИКОВ, выпускник 2021 года:

– Я родом из Витебска. После окончания спецшколы поступил на факультет социальной педагогики и психологии Витебского государственного университета имени Машерова, где продолжаю обучение и сейчас. Школьные годы мне запомнились тем, что было много интересных мероприятий, концертов, фестивалей и конкурсов, в которых я вместе с другими талантливыми ребятами школы, принимал участие. Сейчас, когда есть возможность пообщаться с одноклассниками, мы вспоминаем с теплотой бесценные моменты, проведенные вместе в стенах школы.

Зоя АЗЕНОВА, воспитатель:

– В этом году исполняется 26 лет, как я работаю в школе. Почему так долго на одном месте? На этот вопрос я отвечаю так: когда человеку хорошо, он не ищет еще лучше. Я люблю свою школу, люблю детей. Каждый день наполняет меня новыми впечатлениями и эмоциями. Для некоторых из детей наше учреждение буквально стало родным домом. Эти дети – сироты, приехавшие из разных районов, из разных областей. Мы стремимся подарить частичку себя, своего тепла и заботы, чтобы они чувствовали себя нужными и защищенными. Много лет я веду кружок «Цвик-АРТ» – искусство натяжения ниточек на гвозди. Это увлечение для детей стало не просто хобби, а настоящим способом самовыражения, своеобразной арт-терапией. Позади несколько поколений выпускников, и очень приятно, что они помнят обо мне, поздравляют с праздниками, вспоминают добрым словом школу. Все устроены в жизни, нашли себя. Но главное – все выросли хорошими людьми.

Константин ЛАМЧАНОВСКИЙ, выпускник 1974 года:

– В годы моей учебы школа еще не была реконструирована. Только в конце 60-х построили спортзал, мастерские. Но при этом знания здесь всегда давали очень прочные. До сих я помогаю внучке делать математику, и, безусловно, заслуга в этом принадлежит замечательным педагогам. После школы я учился на юридическом факультете Белорусского государственного университета, работал преподавателем в Гомельском государственном университете, руководил Витебским УПК-1. И уже 14 лет возглавляю Витебское областное объединение инвалидов по зрению. На всю жизнь я сохранил чувство благодарности к школе и педагогам.

Кирилл МОРОЗОВ, выпускник 2013 года, учитель истории:

-Школьные годы для меня самые счастливые, самые радостные и незабываемые. Школа многому меня научила. Здесь я не только получил крепкие знания, но и научился самостоятельности, определился с выбором профессии. Благодаря победе на республиканском этапе олимпиады я мог поступить в любой вуз страны и выбрал МГУ им. Кулешова. Затем вернулся в родную школу. Сейчас мои педагоги стали моими коллегами. И мне хочется, чтобы мои ученики выросли хорошими, честными людьми и настоящими патриотами своей страны.

Борис ГЕРАСИМОВИЧ, музыкальный руководитель:

– С 1978 года я работаю в спецшколе. И хочу сказать, что музыка играет важнейшую роль в жизни детей с нарушениями зрения, становясь для них незаменимым источником эмоций, общения и самовыражения. В то время как зрение ограничено, слух наполняет мир вокруг звуковыми картинами, позволяя ощутить атмосферу и настроение.
Наши талантливые дети выступают не только на нашей сцене, но многие из них посещают детскую школу искусств, участвуют в областных и республиканских смотрах-конкурсах. И самое главное, что на сцене ребята чувствуют себя счастливыми!

Последние новости

Официально

“Темп задан по всем направлениям”. Бартош о развитии сельского хозяйства в Шкловском районе 

14 июля 2025
Читать новость
Культура

Гран-при конкурса исполнителей “Славянского базара” завоевала певица из Казахстана Алмагуль Батталиева 

14 июля 2025
Читать новость
Культура

Яркой кульминацией фестиваля искусств “Славянский базар в Витебске” стал концерт закрытия 

14 июля 2025
Читать новость
Здоровье

Врач рассказала, как достичь стойкой ремиссии псориаза

13 июля 2025
Читать новость
Лица Победы

Лица Победы. Михаил Романенко

13 июля 2025
Читать новость
Отвечает участковый

Отвечает участковый: чем грозит заработок на оформлении банковской карты

13 июля 2025
Читать новость

Рекомендуем