Анатолий Гальцов два года прослужил в Афганистане

С каждым годом война в Афганистане уходит все дальше. Бледнеют, будто стираются, изображения на фотографиях, а в памяти блекнут события. Но многие воины-интернационалисты с тревогой вспоминают те далекие трагические годы службы на чужбине.
Уроженца деревни Староселье Словенского сельсовета Анатолия Гальцова на обязательную службу в армию призвали 30 марта 1983 года. Молодой человек только успел закончить Забродскую СШ, курсы водителей, пару месяцев поработать в местном хозяйстве трактористом. О том, что его отправят служить на чужбину, догадывался. Время тогда было неспокойное, да и возле военкомата парни между собой переговаривали, что призванные в конце марта пойдут в Афган.
Сначала новобранцев направили в Могилев, здесь был пересылочный пункт, затем – в Казахстан на карантин. Три месяца службы в учебном центре были просто на износ: ежедневные тренировки, марш-броски несколько раз в неделю, огневая подготовка. Никто не жаловался на трудности. Все понимали: поговорка «Тяжело в учении – легко в бою» – не просто слова.
После принятия присяги солдаты были доставлены самолетом в Кабул. В этот день новобранцы по-настоящему поняли, что такое «горячая точка». Было очень жарко, раздавались эхом канонады и взрывы. Новички боялись поднять головы. Но человек привыкает даже к войне, и через пару недель молодежь уже не замечала одиночных выстрелов и далеких автоматных очередей, которые были неотъемлемой частью местного звукового окружения. Анатолий Владимирович был зачислен в полк связи 52011. В качестве водителя на ЗИЛе-131, КАМАЗе возил продовольственные товары, строительные материалы через перевал от Кабула до Термеза, Саланга. Это был опасный дорожный участок. Машины шли колонной, грузовик Гальцова замыкал ее, шел последним. Путь лежал через зеленую долину к перевалу – горной дороге в Гиндукуше, представлявшей собой шоссе, пронзившее горы насквозь на огромной высоте. Слева лежала пропасть, дна которой не было видно. Транспорт двигался медленно, сквозь туннели, карабкаясь к вершине, где лежал снег. Часто колонна попадала под обстрел, взрывалась техника, гибли люди. Машины, становившиеся помехами на пути следования из-за огневого повреждения или поломки, сбрасывались в пропасть. Некоторые брали на буксир и представляли опасность водителю при спуске с высокогорного участка. Гальцов до сих пор с волнением вспоминает, как ему пришлось тянуть «Урал» с перевала, тем самым рискуя собственной жизнью и транспортом.
За два года на чужбине юноши очень быстро взрослели, пересматривали многие жизненные ценности. Гальцов не беспокоил своих родных, письма матери Евгении Николаевне были полны любви и доброты. В них никогда не рассказывал о войне, не волновал родного человека. А она догадывалась, что не все так хорошо, молилась за него и ждала. Через два года и месяц службы ее сын демобилизовался, возвратился домой. За службу в Афганистане награжден медалью «За боевые заслуги».
В настоящее время Анатолий Владимирович проживает в городе Шклове, работает водителем в РУЭС РУП «Белтелеком». Он с удовольствием встречается с воинами-интернационалистами, со своим другом из Белыничского района Владимиром Грибайло, с которым неразлучны были во время службы. Им есть о чем поговорить, вспомнить былое и порадоваться за то, что нынешняя молодежь не знает такого горя и потерь.
Марина РАНДИЦКАЯ.
Фото Александра РЫБАКОВА.