«Быть учителем – это образ жизни» – Человек года Наталья Маскаленко

Если бы на минуту Наталье Маскаленко пришлось побыть журналистом и написать о себе самой, это бы вышло так: «Она просто делает свою работу. Может, не все задуманное всегда получается, но это работа, в которой не хочется тратить впустую время детей». На самом деле Наталья Владимировна уже почти два десятка лет работает учителем биологии в средней школе №4. И присвоенное ей звание «Человек года» отчасти подтверждает слова одного поэта о том, что учителем нужно родиться, и только после этого стать.
Новость о том, что ее заслуги в образовательной деятельности оценены так высоко, застала Наталью Маскаленко вдалеке от дома: на подготовительных сборах к заключительному этапу олимпиады по биологии, на которой ее ученица будет демонстрировать не только свои знания, а и представлять родную школу, как, впрочем, и весь район.
«У хлеборобов достижения можно измерить в намолотах, а учителя как оценить? Как измерить в детях степень своего участия? Ведь это (звание «Человек года» – ред.) только благодаря им», – рассуждает Наталья Маскаленко.
Она твердо уверена в том, что профессия учителя одна и на всю жизнь, более того, это не просто работа, это образ жизни.
– По моему мнению, есть профессии, такие как журналист, писатель, актер, учитель, врач, в которых люди просто живут, – уверена Наталья Владимировна. – Все учителя, которые пришли в эту профессию по велению души, живут своими учениками.
За свою трудовую деятельность Наталья Маскаленко подготовила немало победителей олимпиад различного уровня. Поэтому и новость в сезон интеллектуальных состязаний о том, что ученик или ученица из четвертой школы едут на республиканский этап олимпиады по биологии, все больше начинает казаться закономерностью, нежели счастливым стечением обстоятельств. В чем секрет? Наталья Маскаленко утверждает, что его нет. По ее мнению, для того, чтобы стремления ученика были результативными, нужно работать целой команде – учителю, родителям и ребенку. Да и одной мотивации порой бывает недостаточно.
– Нельзя сразу определить способный ребенок или нет. Ты наблюдаешь за детьми, за тем, как они работают, оцениваешь старательность, как ребенок себя проявляет, его внимательность, – все же немного раскрывает свои методы работы учитель биологии. К примеру, как бы между прочим на одном из уроков она может озвучить какой-то интересный факт из мира биологии, не входящий в школьную программу, а спустя время задать по нему вопрос. Правильный ответ и станет той самой лакмусовой бумажкой, позволяющей определить неподдельный интерес ученика к предмету.
– Кроме умственных способностей должна быть и хорошая физическая подготовка. Не каждый выдержит многочасовые занятия при подготовке к олимпиадам. У многих детей есть способности, но не хватает выдержки, упорства и желания, – делится наблюдениями Наталья Маскаленко.
И все же главное для «Человека года» в непроизводственной деятельности, имя которому Учитель, – это оправдывать надежды и отвечать любовью детям. С каждым новым учебным годом они занимают свои места не только за партами, но и в сердце учителя, из которого, даже став выпускниками, уже никогда не уйдут.