Как не купить ненужное и можно ли вернуть товар, приобретенный на презентации, рассказала председатель районной организации ОО «Белорусское общество защиты потребителей» Нина Афанасьева

Презентации, на которых продают чудо-товары прочно вошли в нашу жизнь. Приглашают на них посредством телефонного звонка, забрасывая пригласительные в почтовые ящики или раздавая на улице листовки. Вот только для тех, кто все же решил воспользоваться таким приглашением, то и дело поход на презентацию оборачивается бесполезной и дорогостоящей покупкой.
Как не купить ненужное и можно ли вернуть товар, приобретенный на презентации, мы узнали у председателя районной организации общественного объединения «Белорусское общество защиты потребителей» Нины Афанасьевой.
– Несмотря на информационно-разъяснительную работу, рассказы друзей и соседей о попавшихся на удочку организаторов таких продаж, люди продолжают совершать необдуманные покупки. К сожалению, в последнее время участились случаи обращения граждан в нашу организацию по вопросам возврата товара, приобретенного на презентациях. Только за последний квартал было пять таких обращений, – говорит Нина Владимировна. – Предприимчивые продавцы приглашают на презентацию в основном людей преклонного возраста. Чтобы заинтересовать еще больше, обещают подарки. И вот, придя просто посмотреть, человек слышит хвалебные рассказы об уникальной посуде или бытовой технике, инновационном и удобном постельном белье, эксклюзивной косметике или чудо-массажерах. При этом цена в десятки раз превышает стоимость аналогичной продукции в тех же интернет-магазинах. Но продавцы вызывают у потенциальных покупателей доверие, уважение и интерес, тем самым снижая их бдительность.
Как вести себя на презентации и с какими документами стоит ознакомиться, чтобы не стать жертвой? Если вы пришли на презентацию – это все равно ни к чему не обязывает. И даже если вы якобы стали победителем «лотереи» и вам предлагают приобрести дорогостоящий товар, подумайте, так ли нужна вам эта вещь. Соотнесите ее стоимость, ежемесячный платеж и свои финансовые возможности. Нелишним будет посоветоваться с детьми, родственниками или знакомыми, прежде чем приобрести дорогую вещь.
Во время мероприятия нужно обращать внимание на информацию о продавце, производителе и самом товаре, а также о поставщике. Важно! Если вы все же решили купить товар на презентации, перед заключением договора тщательно ознакомьтесь с его содержанием и условиями. Проверьте, совпадает ли товар по характеристикам с тем, о котором рассказывали на презентации. Нина Афанасьева сделала акцент на том, что на презентациях обычно продавцы говорят очень много, внимание покупателя рассеивается, и он не замечает какие-то отдельные пункты документа. Внимательно прочтите обязанности потребителя, например, по какому графику платить и какова общая стоимость товара по договору. Обратите внимание на ответственность. Часто в договоре указывается, что если покупатель не совершит вовремя платеж, то ему могут начислить огромные проценты.
– В большинстве своем продукцию на презентациях продают фирмы из других городов, т.е. приехали, продали и уехали. Поэтому в договоре может быть пункт о том, что вернуть товар можно только по месту регистрации организации. То есть, если организация из Гродно или Бреста, то для возврата товара нужно будет ехать туда, – подчеркивает Нина Владимировна. – Часто продавцы в договоре прописывают информацию, что товар надлежащего качества обмену и возврату не подлежит. Необходимо помнить и о том, что на презентациях представляют те товары, которые находятся в перечне непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Это постельное белье, посуда, столовые и кухонные принадлежности, технически сложные товары бытового назначения, парфюмерно-косметические товары и многое другое. Подписав договор, гражданин обязан будет его исполнять. И, как показывает практика, ни один суд уже не поможет вернуть покупку и сохранить семейный бюджет.
Покупать или не покупать товары на презентациях – дело каждого. Но прежде чем совершить покупку, задумайтесь, нужно ли тратить целое состояние за товары, которые стоят гораздо дешевле и не превосходят по качеству другие.