Космодром глазами очевидца. Воспоминаниями поделился шкловчанин

Ко Всемирному дню авиации и космонавтики нам удалось побеседовать с интересным человеком, нашим земляком Петром Сербаевым. Предлагаем вниманию читателей его воспоминания, связанные с работой на космодроме Байконур.
С чего все начиналось
Восьмилетним пареньком, жадно прислушиваясь к транслируемым сигналам первого искусственного спутника Земли, запущенного в СССР 4 октября 1957 года, я никогда не думал, что жизнь определит мне стать одним из многочисленных участников в освоении космоса. 12 апреля 1961 года совершил полет в космос Юрий Гагарин. Ликовал не только народ Советского Союза, ликовали народы всего мира. И мне, простому парню из деревеньки Завороты Шкловского района, не думалось, что мне будет предопределено познакомиться со многими создателями, инженерами, решающими задачу вывода ракеты в космос.
После окончания в 1972 году Могилевского машиностроительного института я получил направление на работу на машиностроительный завод, расположенный в одном из южных городов Украины, который входил в четверку крупнейших заводов страны. Одним из направлений завода было создание средств заправки авиационной и ракетно-космической техники. Работая в специализированном конструкторском отделе, в начале 1987 года я был командирован на космодром Байконур для выполнения шефмонтажных работ по подготовке системы заправки топливом ракеты «Энергия» и многоразового корабля «Буран».
На космодроме Байконур
Прилетев в Ташкент, мы пересели в вагон поезда Ташкент-Кзыл-Орда и через десять часов пути поздно вечером вышли на станции Тюра-Там города Ленинска, который является своеобразным центром (столицей) космодрома Байконур. Ленинск – это центр многолучевой звезды, от которого отходят автотрассы и железные дороги до так называемых площадок, отдельных стартовых комплексов, сооружений, монтажно-испытательных сооружений, монтажно-заправочного комплекса. Наша площадка, которая обслуживала монтажно-заправочный комплекс и стартовый комплекс тяжелых ракет, находилась на расстоянии 80 километров от Ленинска. Генеральный конструктор космических кораблей Сергей Павлович Королев вспоминал, почему, рассматривая множество площадок для космодрома, свой выбор остановили на степи, в районе станции Тюра-Там в Казахстане. Все определялось тем, что с этого места экономичнее можно было вывести ракету на околоземную орбиту, требовалось меньше горючего и тем самым можно было больше взять полезного груза, а также малонаселенностью района.
Громаднейший ангар голубого цвета монтажно-заправочного комплекса поразил меня своим величием в бескрайней степи. В отдалении виднелись такие же большие голубого цвета монтажно-испытательные комплексы. Зал заправки ракет и установленная в нем громаднейших размеров ракета «Энергия» настолько впечатлили, что я долго стоял и просто любовался. В задачи представителей завода входило принять оборудование нашего завода, выдать его на монтаж, обеспечить решение всех возникших технических вопросов. Также необходимо было взаимодействовать при решении вопросов с представителями других организаций, курирующих смежные с нашими конструкциями узлы. Главный конструктор Владимир Михеев, с которым мне довелось долгие годы совместно трудиться, прекрасно описал в своей книге воспоминаний «Байконур. Ключ на старт» все трудности первых шагов освоения космоса.
Знакомясь с людьми, я был поражен, насколько широка география командированных: буквально изо всех уголков Советского Союза. Преобладали представители из Подмосковья, Самары, Нижнего Новгорода, Жданова, Калуги и многих других городов. Точно также в поставке оборудования и конструкций участвовали десятки тысяч организаций и предприятий Союза. И все больше убеждаешься, что космодром, его содержание, программы освоения космоса продолжают достигаться усилиями всех тружеников промышленности, сельского хозяйства, инженеров, ученых и специалистов всех отраслей народного хозяйства страны.
15 ноября 1988 года состоялся отчетный полет с помощью ракеты «Энергия» космического корабля «Буран». Управление возвращением «Бурана» производилось в автоматическом режиме. Во всем мире был отмечен высокий уровень проведенного полета. Было разработано много новых материалов, новых технологий, которые потом перешли в гражданскую жизнь.
Беларусь развивает космические технологии
Не стояла в стороне в деле освоения космоса и Беларусь. Первые разработки по космической тематике начались в республике в шестидесятые годы прошлого столетия. В научно-исследовательских организациях и на промышленных предприятиях велись разработки и создание новейших оптических приборов, надежных систем управления запуском ракет, программ по обработке космических изображений. В разное время в космосе побывали наши земляки: Петр Климук, Владимир Коваленок и Олег Новицкий.
Независимая Беларусь продолжила работы по освоению космоса: в 2012 году с космодрома Байконур запустила собственный спутник, что позволило развить в стране собственную систему зондирования земли и информационных технологий. В 2016 году с китайского космического космодрома Сичан был запущен первый белорусский телекоммуникационный спутник «Белинтерсат-1».
В 2013 году решением Генеральной ассамблеи ООН Беларусь была принята в члены Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях. Совместно с российскими коллегами белорусские специалисты разрабатывают перспективные технологии, принимают участие в проекте создания нового космического аппарата. В планах Беларуси и участие в международных проектах по освоению Луны. Сотрудничество Беларуси с РФ и КНР, странами, имеющими собственные космодромы, предоставляет нашей стране широкие возможности по освоению космического пространства.
Петр СЕРБАЕВ.