Крутые виражи женской судьбы. Родилась в таежной деревне, случайно осталась в Беларуси, учила Президента и мечтает о подарке на 100-летие

Крутые виражи женской судьбы. Родилась в таежной деревне, случайно осталась в Беларуси, учила Президента и мечтает о подарке на 100-летие

Учительница… Она словно вторая мама для нас. Ее строгий и нежный образ сопровождает нас по жизни. Учителя – особая каста нашего общества, самоотверженные и преданные, высокообразованные и интеллигентные. Сколько бы ни было сказано и написано про учителей, образ учителя у каждого свой.

В Год исторической памяти обозреватель БЕЛТА Алина Гришкевич продолжает авторский публицистический проект “Судьбы женщин – судьба единой Беларуси” рассказом об уникальной судьбе белорусской учительницы. Татьяна Николаевна Карпеченко, которой в 2024 году исполнится 100 лет, жительница деревни Александрия и Учитель с большой буквы. И не только потому, что она на протяжении четырех лет была классным руководителем Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в годы его учебы в Александрийской школе. В удивительной судьбе этой простой женщины множество событий и фактов, которые сродни крутому киносюжету. Кроме всего прочего, у нее четверо детей, пятеро внуков, восемь правнуков.

Татьяна Николаевна родилась в таежной деревне в Вологодской области (а по маминой линии ее корни из Шкловского района). В 18-летнем возрасте в годы Великой Отечественной войны начала учительствовать в Архангельской области и затем всю свою жизнь посвятила преподаванию любимого предмета – математики. Витиевато непредсказуемым был ее учительский путь на родину матери, в Александрию, который она помнит до мельчайших подробностей. Татьяна Николаевна рассказывает о непредсказуемых перипетиях судьбы, неожиданных судьбоносных встречах и также об учебе своего знаменитого ученика, об удивительных и незабываемых встречах с его мамой, простой деревенской женщиной, которая передала своему сыну жизненные ценности и истины.

Судьба как летопись страны

Последний месяц лета выдался на удивление солнечным и жарким. В один из таких погожих и теплых августовских дней Татьяна Николаевна встречала меня на пороге своего деревенского дома в Александрии, во дворе которого рядом с беседкой цвели красные цинии.

Женщина – в модном темно-синем платье, седые волосы красиво подчеркивают голубизну ее глаз.

Татьяна Николаевна в свои 98 лет выглядит по-учительски строго, разговаривает логически четко, помнит множество удивительных фактов той жизни, которую нынешние дети изучают только по учебникам истории. О столь почтенном возрасте напоминает лишь ее помощница-тросточка.

Учительница математики бережно хранит в своем сердце имена и фамилии многих учеников, в кого вложила частичку души. О странице своей трудовой биографии, когда была классным руководителем у будущего главы государства, говорит скромно: не я одна его учила.

В ее судьбу, как ленты в красивую женскую косу, вплетены многочисленные события и вехи истории страны, в которой было так много трудностей и достижений, мужества и патриотизма. Жизнь учителя наполнена созиданием и любовью, без них никак. Ведь так важно донести до юного ума не просто знания, а сделать так, чтобы глубоко в сердце молодого человека прочно проникла любовь к родимой стороне и желание созидать во имя своей Родины. Непростая задача, подвластная лишь людям неравнодушным и самим влюбленным в свое дело и Отчизну.

С высоты почти столетнего возраста Татьяна Николаевна рассуждает о простых житейских истинах, которые ей передались от дедов и прадедов и которые она в свою очередь дальше передает внукам и правнукам. В этой незыблемой преемственности поколений основа основ – любовь к родной земле, к выращенному на ней колоску золотого зерна, к родниковой воде в дедовской кринице, к восхитительному и незабываемому по жизни вкусу парного молока, надоенного мозолистыми руками мамы, к синему как мирное белорусское небо васильку, а также память о предках и всех тех, кто защищал батьковскую хату от лютого врага, кто полег в неравном бою и к чьим именам на обелисках мы приходим поклониться, ведя за руку своих детей, внуков и правнуков. И в этой непогрешимой жизненной сущности есть место только для мира и добра.

Через судьбу этой белоруски (а она считает себя именно таковой, хотя родилась в России, а затем приехала в Беларусь, на родину своих дедов и мамы) отражается многогранная история Беларуси, в том числе ее современное развитие. Женщина в конструктивном срезе белорусского общества – патриотичная и высокодуховная, своей судьбой показывающая пример созидания и истинного патриотизма на благо Родины.

Я уверена в том, что именно такие женщины, с непростой жизненной дорогой, созидающие и воплощающие вековые идеи добра и духовности, своим примером фундаментируют государство, объединяют и цементируют общество. Именно тот, кто вносит свой огромный вклад в развитие и процветание любимой Беларуси, передает из поколения в поколение память о традициях, в том числе образовательных, героизме белорусского народа как в мирное время, так и в годы Великой Отечественной войны, способствует воспитанию истинных патриотов страны, а также любви к Родине, приумножению культурных и духовных ценностей белорусского народа.

Родители

Татьяна Николаевна родилась в 1924 году в красивом таежном крае, в Вологодской области – в деревне Фоминская Морозовского сельского поселения Верховажского района, откуда родом ее отец. Папа Николай Алексеевич был военным.

Во время Первой мировой войны (1914-1918) он попал в Шкловский район, где и познакомился с будущей супругой Матреной Прокопьевной (мамой Татьяны) из деревни Черное, что примерно в 12 км от Александрии.

Спокойная и красивая деревенская девушка Матрена ему пришлась по нраву и у них как-то сразу возникла взаимная симпатия. Когда Первая мировая война окончилась, они поженились и парень увез суженую на свою родину в Вологодскую область.

И хоть не хотелось Матрене Прокопьевне покидать отчий дом, уезжать в неблизкий и холодный край больше чем за тысячу верст, все же она решилась и направилась вместе с мужем, собрав нехитрое женское приданое. Проводы с родными были слезными, все понимали, что свидеться придется нескоро, далеко уезжала, неблизкий свет, ведь не соседняя деревня, на телеге с лошадью в гости не приедешь.

Вернуться на свою родину Матрене довелось только спустя десятки лет, уже в преклонном возрасте, чтобы помогать одной из троих дочерей, Татьяне, воспитывать детей. А вот как младшая дочь попадет в Александрию, это отдельный разговор. Вот уж действительно, пути Господни неисповедимы.

А тогда, в 1918 году, в морозном таежном краю юную белоруску Матрену встретили тепло – родители мужа сразу же выделили молодым половину избы.

Мужу Николаю Алексеевичу на гражданке работа быстро нашлась. Человек грамотный, что в ту пору было не таким уж и частым явлением, стал работать в сельсовете писарем, что считалось уважаемым делом. А его супруга занялась домашним хозяйством.

Матрена Прокопьевна довольно быстро привыкла к местной жизни и к родителям мужа, которых почитала как своих, хотя скучала по родимой сторонке крепко и редкие весточки из отчего дома были для ее сердца, истосковавшегося по родным, сродни самому великому празднику. Она зачитывалась короткими строчками письма, написанными на вырванных из школьной тетрадки листочках, и потом в своей памяти вновь и вновь перебирала каждое слово, наполняя его все новым смыслом и тихой радостью.

Таежное детство будущей учительницы

Жизнь шла своим чередом и в молодой семье в любви и ласке родились три девочки. Старшая Анна появилась в 1918 году (стала учительницей, одного ребенка имела, прожила 82 года), средняя Глафира – в 1920 году (учиться не захотела, была домохозяйкой, дожила до 95 лет, родила шестерых детей) и младшая Татьяна – в 1924 году (у нее четверо детей).

Детство Татьяны было спокойным и счастливым, в родительской опеке и внимании, в труде. Три сестры росли дружными и по-деревенски крепкими, друг на друга равняясь, воспитываясь в трудолюбии. Девочек приучали чтить старших, помнить про своих предков, уметь все делать по дому и хозяйству, видеть красоту природы и беречь ее.

“Места там таежные, красивые, леса кругом, аж дух захватывает. И дома там строили огромные, просторные, чтобы несколько поколений в одной избе жили, – рассказывает Татьяна Николаевна. – Мы в одном доме с дедушкой и бабушкой, папиными родителями жили, только в другой половине. Зимы холодные, 40 градусов было и люди свое жилье приспосабливали под это, – рассказывает о своем детстве Татьяна Николаевна. – Была часть дома, где можно летом жить, а часть – где зимой. Бабушка с дедушкой на одной половине жили, а мы с родителями на второй половине. Кстати, дом этот сохранился до сих пор. Помню, как бабушка рассказывала про жизнь в былые времена, про своих прадедов, про обычаи и традиции семьи”.

“Мы держали большое хозяйство – корова, конь был обрабатывать землю, без него никак в деревне, овцы, куры и надел земли имели. Это было еще до создания колхозов, видите, какой я древний человек, сколько помню, – улыбается Татьяна Николаевна. – Жили мы в основном с того, что вырастили сами, хлеб, мясо, молоко были – конечно, не впроголодь, однако в экономии и очень рачительном деревенском подходе. К любой деревенской работе нас приучали с малолетства, мы все должны были уметь делать по хозяйству, родители говорили, что все в жизни пригодится, так, собственно, оно и произошло”.

“Деда и бабушку хорошо помню. Дедушка Алексей работал на почте, был очень властным человеком. Судите сами – настоял, чтобы нас, троих внучек, назвали в честь его родных сестер, – продолжает воспоминания уроженка таежных краев. – А наша бабушка Вера была очень религиозная. Запомнилось: мне было лет пять-шесть, она брала за руку и вела в церковь, там мы молились. Те духовные, религиозные истины вот так, с малых лет, входили в сознание и остались, пожалуй, на всю жизнь. Ее напутствия и некоторые молитвы до сих пор в памяти”.

“Шел 1926 год. Совсем неожиданно мой отец заболел неизлечимой на тот момент болезнью – сахарным диабетом, лечился и в районной больнице, но, увы… И осталась мама с тремя малыми детьми. Тяжелое выпало ей испытание. Мне тогда всего два с половиной года было, отца не помню. А у матери мало того, что трое дочек сиротами стали, так еще и хозяйство, надел земли. Тяжело это для одной молодой женщины, не под силу”.

Голубенький ситец под васильковые глаза

“Мама красивая была в молодости и на ее счастье нашелся парень, из деревни примерно в километрах 15 от нашей, которому приглянулась молодая вдова Матрена Прокопьевна. Не испугался ни троих девчонок впридачу, ни того, что придется идти в “примаки” в дом к матери, как говорили раньше. Получилось так, что он постарался заменить нам отца, не обижал ни меня, ни сестер, баловал. А потом в семье родился еще и братик. Так нас, детей, стало в семье четверо”, – делится воспоминаниями Татьяна Николаевна.

В этом таежном краю мужчины в летнюю пору работали на земле, по хозяйству, пахали-сеяли-убирали. А как только зима наступала, уходили на лесозаготовки, чтобы заработать деньги для семьи. Леса там богатые и заготовка леса была хорошим, хоть и тяжелым промыслом для деревенских мужчин. На лесозаготовках небольшие поселки стояли, люди там жили, магазины были.

“По весне отчим возвращался домой из тайги, гостинцев нам привозил – пряников, конфет подушечек и горошка, чему мы были несказанно рады. В нашем детстве не было магазинного изобилия, как сейчас. Каждая конфетка была как райский подарок. Отчим отдавал маме все заработанные тяжелым трудом деньги до последней копейки, она шла в магазин и покупала дочкам ситца, из которого местные портнихи шили нам платьица, и мы в них щеголяли по деревне, модничали очень. Не у каждого тогда деньги водились даже на такие скромные обновки. А для нас те платьица казались сказочными нарядами, мы чувствовали себя настоящими принцессами”, – вспоминает женщина.

Младшенькой, черноволосой и голубоглазой любимице Татьяне мама старалась покупать голубенький ситчик на платье – уж больно цвет шел к ее васильковым глазам. “Уже потом я поняла: ведь и маме тогда хотелось нарядиться, она молодая совсем была. Однако все для нас старалась, чтобы не хуже других одевались. Такая материнская самоотверженность была во всем – лучшее детям, чтобы они учились и выросли образованными людьми”, – с грустью говорит Татьяна Николаевна.

“Потом в нашей деревне организовали коммуну, это было еще до создания колхозов, я совсем маленькая была. В коммуну всех коров и коней забрали у сельчан. Запомнилось, что мы со старшей сестрой ходили за молоком, с бидончиками и ведерками, его распределяли по количеству детей в семье. Молока хватало, но не настолько, как если бы от своей коровы доили. Коммуны осенью организовали, а по весне люди забрали обратно в свои сараи коров и коней, и та коммуна распалась. Вот какие “доисторические” времена помню. Правда, год прошел и вновь собрали людей, чтобы агитировать за создание уже колхоза. Были семьи, что держали не одну, а несколько коров, большой надел земли имели. Если в доме, к примеру, имелась швейная машина, то семья считалась зажиточной и людей к кулакам причисляли”, – вспоминает бывшая жительница Вологодщины.

Учеба в таежной школе

Татьяна пошла на год раньше положенного тогда времени учиться в деревенскую школу в соседнем поселении Морозовском, которая была большой, двухэтажной, и классов в ней много было.

“Мои старшие сестры уже были школьницами, поэтому я вместе с ними научилась читать и считать. Помню, однажды мы со средней сестрой Глафирой, школа недалеко от нас стояла, гуляли и она завела меня в класс, посадила рядом с собой. Когда зашла учительница, то спросила про маленькую незнакомку – а это кто? Глафира ответила, что это ее младшая сестренка, она уже умеет читать. Строгая учительница не поверила и протянула с улыбкой учебник, мол, почитай нам. Татьяна, совсем не смущаясь, стала читать, да не по буквам, а как настоящая школьница, целыми предложениями. Учительница очень удивилась и посоветовала: тебе пора идти в школу. Так вот, благодаря случайности я стала учиться на год раньше. В семь лет пошла в школу, а тогда ведь брали с восьми. И таких вот судьбоносных случайностей в моей жизни затем оказалось много”, – повествует женщина.

Так в доме все трое сестер уже стали школьницами. Старшая Анна училась хорошо, а средняя ленилась немного, мама ее ругала за это. Классные собрания тогда проводились у кого-то из родителей дома, чтобы места всем хватило собраться. И поскольку дом у родителей Татьяны Николаевны был большим и просторным, то частенько все родители и учителя приходили именно к ним. Понятное дело, что до ушей девчонок доходило все то, о чем говорили старшие. Кого-то хвалили за успехи, как сестер Анну и Татьяну, а кого-то, как Глафиру, просили учиться получше.

Сестры

Глафира, которую учителя пытались пристрастить к учебе, только 6 классов окончила, и поскольку ее подруги не продолжили учебу дальше, то и она с удовольствием последовала их примеру, о чем впоследствии ни разу не пожалела. Видно, призвание девушки было стать, как мама, домашней хозяйкой, что по жизни у нее великолепно получалась, она занималась домашним хозяйством, которое у нее, кстати, было просто образцовым. С нее получилась хорошая хозяйка. И многими домашними секретами ведения домашнего хозяйства она с удовольствием делилась затем со своими сестрами.

Еще до Великой Отечественной войны Глафира, как и старшая Анна, вышла замуж, сестры родили по одному первенцу. Однако, к сожалению, обоих после войны ждала вдовья участь, их мужья погибли на фронте. Но после войны Глафира вновь обрела семейное счастье, выйдя замуж, как и мама когда-то, за холостого парня. У них еще пятеро детей появилось. Старшая Анна также второй раз замуж вышла.

Кстати, замужество младшей Татьяны пришлось не только на послевоенные годы, но и уже в совсем другом, далеком от Вологодчины крае.

У каждого своя судьба…

Приписала себе год, чтобы вступить в комсомол

Нынешняя молодежь уже и не знает, что характерными атрибутами для школьного советского времени были октябрятский значок, пионерский галстук и комсомольский значок. Через эти знаковые тогда для школьного времени этапы прошла и Татьяна, что считает важным и значимым для формирования активной жизненной позиции молодых людей.

Ей хорошо запомнилось вступление в комсомол, однако это стало для нее настоящей эпопеей ввиду совсем юного возраста. Девушка училась в 7 классе и многие ее одноклассники, которым исполнилось по 15 лет, как и требовалось, подали заявления для вступления в комсомол. Они были 1923 года рождения, а Татьяна – 1924 года. Поскольку Татьяна пошла в школу на год раньше, то до 15-летия ей не хватало ровно года, а вот желание стать комсомолкой было таким огромным, что девушке никак не хватало терпения дожидаться целый год и она стала действовать решительно. В школе как-то не обратили внимания, что одна из семиклассниц еще 14-летняя, поэтому дело было только за райкомом комсомола.

“В школе нас всех приняли, а потом в один из дней мы своим классом пешком направились в райцентр в райком комсомола. Иду и думаю: вот если они узнают, что мне нет еще 15 лет, что тогда будет, придется говорить, что не могу без комсомола. Вот таким огромным было намерение вступить в комсомольские ряды. Страх меня одолевал, ноги ватными становились, а желание стать комсомолкой превозмогало все это, – рассказывает Татьяна Николаевна. – И, о чудо, в райкоме никто даже не спросил про возраст, говорили больше про высокие жизненные цели и идеалы, про жизненную позицию. Дали нам комсомольские билеты, а также значки, которые мы сразу прикрепили и обратно домой шли с гордо поднятыми головами: мы – комсомольцы! Это была несказанная гордость и огромная ответственность для каждого из нас. Но, как мне кажется, самой счастливой из всех тогда была я. До сих пор помню эти прекрасные чувства. Кстати, звание комсомольца я гордо несла по жизни, хотелось сделать много полезного для страны, для общества. И это были не громкие слова, это была сама жизнь, наполненная конкретными добрыми делами. В те времена в обществе была мода на активистов, на общественников, на тех, кто созидал на общее благо, был патриотом. Эти идеи были само собой разумеющимися и истоки их были в октябрятском, пионерском и комсомольском движении – для каждого возраста свои идеи и свои воплощения общественных идеалов. Это была для нас как вторая религия, так нас воспитывали родители, школа, вуз”.

Училась она хорошо, считая, что маму и учителей огорчать нельзя. Особого предпочтения к каким-то отдельным предметам не выявилось – любила и русский язык, и немецкий, математику, географию, биологию. Физкультурой очень любила заниматься. Тем более в сельской школе на удивление для тех времен был большой спортивный зал, где были условия для занятий волейболом, баскетболом, лазать по канату, прыгать через коня. А зимой было просто снежное раздолье для детей, поскольку можно было вдоволь кататься на школьных лыжах и даже получать за это оценки, которые у Татьяны по данному предмету всегда были отличные.

Вместе с подругами они часто брали школьные лыжи и по таежным тропам мчались в лес, где любовались величием природы и неописуемой красотой снежных пейзажей. А если учесть, что эти лыжные прогулки – под скрипучий снег в 30-40 градусов мороза, то слово закалка приобретает совсем другой смысл.

Кстати, Татьяна Николаевна предполагает, что одна из основ ее крепкого здоровья по жизни – из таежного детства и непременных лыжных пробежек в лютые морозы, занятий в спортзале. Летняя закалка была еще та – в жарком поле за прополкой, доением коровы, пастьбой овец в любую погоду, ухаживанием за лошадью. Сельский уклад жизни был простым и понятным, с физическими нагрузками сродни физкультуре. Обо всем этом в своем почтенном возрасте жительница Александрии вспоминает с большой теплотой и, конечно, с грустью о безвозвратно ушедших годах детства и юности, проведенных на далекой Вологодщине…

Из Вологодской области – в Архангельскую

Как же быстро пролетели прекрасные годы безмятежной и веселой школьной учебы рядом с родительским домом и ежедневной теплой заботой мамы. С окончанием 7 школьных классов перед девушкой встал выбор: что делать дальше. Можно было продолжать учиться – в 8 классе школы в райцентре, что означало ежедневные походы туда пешком за 20 км от дома. Или же уехать учиться за 45 км в город Вельск соседней Архангельской области, где можно было жить в общежитии. В Вельске располагалось много различных учебных заведений, педучилище, сельхозтехникум, медучилище – только выбирай, что по душе. Своим юным умом Татьяна понимала, что с получением специальности она пойдет на свой хлеб и для мамы это будет огромное подспорье.

И вот подруги-односельчанки решили поступать в Вельск, кто в медицинский, кто в сельхозтехникум, а она с одноклассницей Тоней выбрала педучилище. С аттестатами, в котором были четверки-пятерки, похвальных грамот тогда не давали, девчата подали документы для поступления, успешно сдали экзамены и были зачислены на учебу.

К тому времени старшие сестры Татьяны уже ушли во взрослую жизнь, выйдя замуж и создав свои семьи. Татьяна направилась на учебу, и мама с одним только сыном осталась. Домашнее гнездо опустело…

Архангельский пединститут и диетическая столовая

Наступил 1941 год. Татьяна окончила педучилище, получив специальность учительницы начальных классов. 17-летнюю девушку направили на работу в один из районов Архангельской области.

Окрыленная, в июне она вместе с подругой Тоней приехала домой на последние учебные каникулы, после которых предстояло приступать к работе. Все было так прекрасно и хорошо в жизни, лето сияло яркими солнечными красками, молодая жизнь бурлила и кипела ожиданием чего-то нового и важного, что должно было прийти вместе с первой работой. Мама старалась еще больше обласкать и облелеять свою младшую дочурку перед тем, как она уедет в незнакомое место, где ни родных, ни знакомых. Мирные летние дни мчались стремительно, как воды в горных реках.

В один из июньских дней, это было 22 июня, из распахнутого окошка дома Татьяна с мамой увидели, как односельчане вдруг потянулись друг за другом к рупору, что находился на одном из домов. По всей улице из рупора, возле которого собрались и мужчины, и женщины, и дети, громко звучал голос Молотова. Он рассказывал, что договор о ненападении с Россией Германия нарушила, началась война и мужчины должны идти в военкоматы по месту жительства.

Мгновенно солнечный красивый день сменился тревожными красками и оттенками. Женщины стали голосить и причитать, дети глядя на них – плакать. Мужские лица сельчан враз стали суровыми и непроницаемыми, многие не понаслышке знали про Первую мировую войну, воевали, остались живыми и помнили все ужасы военного лихолетья. Чуть больше 20 лет мирной жизни прошло – и вновь война.

“Мне внезапно от всего услышанного стало так страшно, что мороз пробежал по коже. Я знала про войну по рассказам отца-военного и мамы, которая понимала: величайшая беда нарушила их спокойную жизнь. Что будет дальше, никто не знал, – рассказывает женщина. – А мне же предстояло все-таки ехать по распределению в Архангельскую область”.

Сборы из дома были быстрыми, с собой брать было особо нечего. Прихватив полотняную сумочку с платьицем и бельем, небольшим кульком с провиантом, в который заботливыми мамиными руками был положен ломоть хлеба, кусочек сала и банка с молоком, Татьяна направилась в путь.

Мама, набросив почему-то темный платочек, провожала младшую дочку со слезами на глазах, своим материнским сердцем понимая, что впереди у всех полная неизвестность и не стоит даже загадывать время следующей встречи.

Татьяна ушла из дома с неспокойным сердцем. Однако была уверена, что с 1 сентября станет учительницей первоклассников в какой-нибудь деревенской школе и даже готовилась мысленно, какие слова произнесет своим первым в ее жизни ученикам. Однако судьба распорядилась иначе.

Приехав в Архангельск, узнала, что ее посылают не на работу, а на курсы преподавателей старших классов в Архангельский пединститут, к чему 17-летняя девушка морально была не очень готова. Но ничего не поделаешь.

“Война внесла большие коррективы в школьное обучение. Если раньше учителями в том числе математики, биологии в школах работало много мужчин, то теперь большинство из них ушли воевать на фронт, защищать родину. И девушкам не приходилось выбирать: нравится – не нравится, хочу – не хочу. Было только одно слово – надо”, – рассказывает она.

Татьяну определили готовиться учителем математики в старших классах. Однако прежде всего предстояло сдать испытания по русскому языку и математике, которые она успешно выдержала и ее зачислили на учебу.

…Уже полным ходом шла война. Сводки с фронтов были нерадостными. Каждая свежая новость тут же разносилась среди молодежи, некоторые рвались на фронт. Но ведь и учить детей в школах кому-то надо, поэтому не всем повезло уйти воевать.

График учебы оказался насыщенным и плотным, все шло ускоренными темпами, занятия по четыре пары каждый день, кроме воскресенья. Жили в общежитии, в основном одни девчата. А настроение было – как бы выжить в такое время.

Хлебная карточка на 400 граммов и спичечный коробок соли

Студенты по карточке получали 400 граммов хлеба. И этого, конечно же, было очень и очень мало. В студенческой столовой паек также оказался чрезвычайно скудным: суп – перловка, разваренная в воде.

Еды нигде не было, с началом войны вмиг опустели и без того небогатые товарами и продуктами магазины. Все направлялось на фронт, тем, кто воевал, на дело победы, и Татьяна это хорошо осознавала. Лозунг тогда был – все для фронта, все для победы.

“Но желудку не прикажешь, молодой организм требовал еды и есть хотелось так, что постоянно сводило живот от этого буквально следующего по пятам чувства голода. Голод сопровождал постоянно и не проходил никогда, пока была война, – вспоминает женщина. – Реалии военного времени – все товары были дефицитными, а особенно – хлеб и мыло. Однако больше всего меня, студентку, впечатлило то, что на базаре соль и махорку продавали на развес спичечными коробками. Это был самый большой дефицит. А дома купленный по дорогой цене малюсенький коробочек с солью опустошался до обидного быстро”.

Вечно голодная молодежь шла на разные выдумки, чтобы хоть как-то заработать денег или раздобыть еды. Пошел слух среди студентов, что в расположенной неподалеку от общежития диетической столовой для закрепленных в ней людей выдавали дополнительные 200 граммов хлеба или же две ржаные лепешечки. А на обед – борщ из настоящей свеклы и чай с сахарином. А это же по тем временам настоящее сокровище.

Некоторые студенты, у которых желудки постоянно бурлили и пели голодные песни, умудрялись попасть в диетическую столовую, что считалось неслыханной роскошью в те голодные и страшные времена. Татьяне также как-то повезло закрепиться в ту столовую на коротких 20 дней.

Полученные в столовой две драгоценные лепешки ребята заворачивали в вырванные из школьной тетрадки листочки, шли на рынок и моментально продавали каждый по 30 рублей. А за эти 60 рублей девчатам уже можно было купить чулки или дешевенькое ношенное платьице. Одеваться ведь также надо было. Кто-то продавал свои вещи и покупал кусочек хлеба, кто-то – наоборот. Вот такие были времена.

Воздушная тревога

“Все было мобилизовано на укрепление города и оказание всемерной помощи фронту. Военные испытания стали настоящей проверкой огромной страны и общества, – продолжает повествование женщина об истории страны, которая неразрывно связана с ее судьбой. – Архангельск всегда играл особую роль как главный рубеж по защите северных российских территорий. Военная флотилия, торговые суда, речные и железнодорожные структуры города, судоремонтные заводы и судоверфи Архангельска – все было задействовано для дела общей победы над врагом. В городе также находился крупный эвакопункт и десятки госпиталей. Жители города погибали от обстрелов врага, а также от голода, хотя через морской порт на фронт проходили тысячи тонн продовольствия”.

Татьяна Николаевна до сих пор помнит те ощущения страха, которые вызывал рев серены, оповещающей о воздушной тревоге, когда была высока вероятность немецких бомбежек.

“И вот здесь также проявлялся комсомольский дух, который должен был вдохновлять молодежь на геройские поступки. Студентов, а это в основном девчата, распределяли по группам, которым предстояло дежурить на крышах и тушить “зажигалки”, оказывать первую медпомощь в санитарном звене, а также охранять порядок – в этом звене оказалась и я. Нам выдавали специальные пропуска, чтобы во время воздушной тревоги нас пропускали для прибытия в необходимую точку города, – в памяти женщины сохранились многие подробности. – Все люди бегут в убежища, а мы с однокурсниками стремглав несемся в обратную сторону. Никогда не забуду, как стоит старичок возле здания в центре города и просто трясется как осиновый лист то ли от страха, то ли от какой болезни. Мне самой очень страшно, а надо успокоить человека: все пройдет, все будет хорошо. Как только звучал отбой воздуш

Последние новости

Официально

Александр Лукашенко ориентирует на единую стратегию формирования исторической памяти

17 сентября 2025
Читать новость
Из жизни села

ВИДЕО: уборка картофеля в КФХ «Диана».

17 сентября 2025
Читать новость
Общество

В месяц событийного туризма в Беларуси прошло свыше 200 мероприятий

17 сентября 2025
Читать новость
Как это было

Как это было: открытие Шкловской центральной районной больницы после реконструкции

17 сентября 2025
Читать новость
Общество

Поздравление руководство Шкловского района с Днем народного единства

17 сентября 2025
Читать новость
Официально

Александр Лукашенко в преддверии Дня народного единства помиловал 25 человек

17 сентября 2025
Читать новость

Рекомендуем