Квалификационная категория “Учитель-методист” присвоена педагогу из Забродья
“Я буду учителем истории”…. Решила когда-то для себя выпускница исторического факультета Могилевского пединститута Рита Мишина. И на протяжении уже почти 30-летнего опыта работы учителем истории в Забродской средней школе остается верна выбранной позиции. А еще на собственном примере подтверждает тезис о том, что учитель совершенствуется вместе с учениками. Не так давно она снова сдавала экзамен, выдержала его успешно. И теперь ей присвоена сравнительно новая для Беларуси квалификационная категория «учитель-методист»*. К слову, в районе больше никто пока не может похвастаться подобным достижением.
Рита Ивановна из числа тех, для кого учитель – не просто профессия. Это, по ее мнению, звание, которому нужно соответствовать и подтверждать каждый раз, открывая двери класса. Поэтому неудивительно, что ее уроки не похожи один на другой. Даже ученики по секрету признают, что 45 минут занятий по истории в школе сопоставимы по ощущениям с тем, что испытывает путешественник, сделавший новое открытие.
«В работе с детьми главное оставаться самим собой, со своей собственной позицией и убеждениями, но при этом позволять и даже подталкивать учеников к выражению собственных мыслей и взглядов, – делится опытом Рита Мишина. – С одной стороны, учитель должен дать ребенку новые знания, но с другой, все они в конечном итоге окажутся бесполезными, если не научить ребенка с детства рассуждать и применять их».
Значение уроков истории трудно переоценить. Специфика предмета еще и в том, что он тесно связан с идеологией. А успешное закрепление материала возможно только при желании самих учеников. Рита Ивановна современные реалии учитывает, к примеру, то, что в век интернета как кладезя знаний, дети подвержены экранной культуре. Для них мир – это, в первую очередь, картинка. Казалось бы, как это можно использовать на уроках истории. Рита Мишина нашла выход: с детьми она будто играет в «символ-ассоциацию». Ее ученики сначала рассматривают изображения, к примеру «Айфона», «Макдольнадса», Белого дома, если речь идет об изучении истории США, а затем отвечают на вопросы учителя. И уже в процессе им самим становится интересна история страны.
Успехи Риты Ивановны в образовательном процессе отмечены в республике. С 18 октября она член республиканской творческой группы, а с 1 ноября – рабочей группы по анализу централизованного тестирования по истории Беларуси и Всемирной истории (Новейшее время). Но прибавившиеся заботы по анализу заданий тестов ей, кажется, только в радость.
«Это позволяет почувствовать уверенность в своем профессионализме», – лаконична она. Стараются соответствовать ее требованиям и ученики. Ежегодно кто-нибудь из них увлеченно занимается написанием научно-исследовательских работ. Темы изучения различны: деятельность 35-й партизанской бригады на территории Шкловщины, существование еврейских училищ, 750-летие Могилева. Обычно в успехах школьников роль учителя остается на заднем плане, а между тем, количество часов, проведенных Ритой Ивановной в Национальных архиве и библиотеки Республики Беларусь за изучением материалов, уже и подсчету не поддаются.
Конечно, о профессиональной деятельности всегда можно много говорить. Кроме нее есть и обычная жизнь. В ней Рита Ивановна уже бабушка. Замечает она и то, что сейчас за партами дети ее учеников. Спустя много лет к ней пришли копии тех, кто когда-то уже был ее выпускником, и все начинается по-новому.
Изучают историю и в ее семье, правда, историю кулинарную. Рита Мишина скромно замечает, что готовит блюда практически всех стран мира. Наверное, такие уж учителя истории. Если отдаваться предмету, то всецело, без остатка.
Елена МИНАКОВА.
Фото Александра РЫБАКОВА.
*Квалификационная категория «учитель-методист» включена в Единый квалификационный справочник должностей служащих в 2012 году. Эта категория присваивается лучшим учителям, имеющим высшую квалификационную категорию, авторскую методику преподавания учебного предмета, а также публикации в научно-методических и других изданиях об опыте применения современных технологий, методов и средств обучения.