Мастер чеканки рассказал нам о древнем искусстве

История чеканки охватывает огромный промежуток времени с раннего бронзового века до наших дней и насчитывает около пяти с половиной тысячелетий. О древнем прикладном искусстве нам рассказал Николай Пунченко.
– Николай Викторович, расскажите, пожалуйста, как вы стали чеканщиком и почему?
– Срочная служба на корабле в свое время свела меня с людьми из средней Азии, для которых чеканка была частью их национального искусства. Тогда и появились мои первые работы. С тех пор, где бы я не был, железное искусство было всегда со мной.
– Каким темам посвящены ваши работы?
– В основном природе, фрагментам охоты, старинным архитектурным зданиям и многому другому. Мечтал чеканить иконы, но я к этому делу осторожно подходил – не то, чтобы боялся, благословение нужно специальное для этого, но за недостатком времени так и не удалось его получить.
– Какие у вас самые любимые работы?
– Все работы дороги мне по-своему. Хочется упомянуть также самую мою первую работу «Парусник» – ей уже 47 лет и самую большую, которая была 12 метров в длину и 60 см в высоту, на ней я изобразил воинскую часть.
– Есть ли у вас ученики, с которыми вы делитесь секретами вашего мастерства?
– У меня 7 внуков, и что удивительно, все творческие. Внучка заканчивает художественную школу, а внуки виртуозно играют на баяне. Кто-то все равно это потянет, хотя бы сохранит и немного приумножит. Есть кому – и это самое главное!
– Как вы думаете, почему искусство чеканки вышло из моды?
– Нужно всегда помнить: на смену старому приходит новое. По такому же принципу ушла и чеканка, кроме того, стало тяжело доставать металл. Очень хочется надеяться, что это творчество вернется.
– Вы упомянули о выставках. Часто ли вы принимаете участие в творческих сборах?
– Помню примерно 5 лет назад выставлялся в Шклове на день Огурца. Очень много людей подходили и интересовались моими работами. Я также выезжаю в школы и провожу мастер-классы. Дети интересуются, смотрят, спрашивают и даже не могут оторваться, в особенности, если инструменты в руках даешь подержать.
– Что или кто является источником вашего вдохновения?
– Наверное, источником вдохновение всегда является признание. Если я вижу, что люди подходят, удивляются, им нравятся мои работы- именно тогда появляется энергия работать дальше.
– Как ваша семья относится к такому необычному хобби?
– Семья давно привыкла. Каждая чеканка – это воспоминание из прошлого. Дочь и сын помнят стук по металлу, а жена вспоминает уборку после моей работы.
– Какими бы тремя словами вы бы описали свое хобби?
– Люблю это ремесло! Редкое, довольно- таки интересное. А самое главное в этом деле: особое отношение к металлу. Только посмотрев на кусочек железа, я уже вижу объем, сюжет и свою будущую работу.
– Мне стало известно, что вы приложили руку к оформлению криницы, расскажите об этом опыте.
– На родник сейчас приезжает очень много людей, чтобы отдохнуть, погулять, взять воды и сказать спасибо нам. Делали криницу всего 4 человека, сейчас только 3 осталось. У нас очень творческая группа: скульптор по дереву и камню – Петр Печеньков. На кринице огромное количество его работ, своеобразный выставочный зал Петра под открытым небом и Саша Ромский – философ, всегда нас во всем поддерживает, советы хорошие дает и с людьми красноречиво разговаривает.
Наталья МИКАЛУЦКАЯ, студентка 2 курса Санкт-Петербургского государственного университета


