Ребенок дождя: рассказываем, как живет мальчик с синдромом Аспергера

Павел Хыля – особенный ребенок. Таких, как он, называют детьми дождя. У мальчика синдром Аспергера – одно из расстройств аутистического спектра. Как он живет, учится в школе и о чем мечтает его мама – в нашем материале.
– Беременность и роды прошли хорошо, ничего особенного в первые два года жизни ребенка мы не замечали. Некоторые особенности в поведении и проблемы с речью списывали на возраст. Многие успокаивали, что у мальчиков речь развивается позднее. На тот момент про аутизм особо не говорили, и я подумать не могла, что с Пашей что-то не так, – рассказывает Екатерина Почтенная, мама мальчика. – В 2 года и 7 месяцев мы впервые обратились к врачу, а почти в 5 лет нам поставили диагноз – расстройство аутистического спектра и дали инвалидность. Я просто приняла это и живу, стараясь сделать все, чтобы сын не отличался от других детей. Стала читать информацию в интернете, специализированную литературу приобретала, нашла дефектолога, с которым занимаемся.
Все это время Павел Хыля ходил в детский сад, по своим возможностям участвовал в мероприятиях, все понимал, но не говорил, а показывал, например, буквы, цвета. Возможность инклюзивного обучения позволила ему пойти в обычную общеобразовательную школу. И жизнь, словно, заиграла новыми красками. «В первый класс сын шел, не умея ни читать, ни писать. Более того, в свои семь лет он говорил два слова: да и нет. Занятия в школе и у дефектолога дали результат – Павел стал говорить. Да, не так, как все дети, но его понимают. И на линейке в конце учебного года рассказал стихотворение. Научился считать, писать, читать», – говорит, радуясь успехам сына, Екатерина Николаевна.
На аутистов часто навешивают клеймо умственной отсталости или интеллектуальной недостаточности. Павел Хыля своим примером это опровергает. В первом классе он занимался с тьютором, а со второго – без сопровождения. Сейчас мальчик в третьем классе. Его учитель Анастасия Петрова отмечает, Павел успешно справляется с учебной программой. В дневнике у мальчика хорошие отметки по учебным предметам.
В беседе Павел Хыля нам рассказал, что очень любит математику, ему нравится решать примеры, которые, по словам учителя, он решает в уме, и с удовольствием учит таблицу умножения. Нравится ему изучать и английский язык. Дома по мультфильмам учит иностранные слова и лепит буквы из воздушного пластилина. А еще Павел знает флаги стран мира. В момент нашего общения он молниеносно называл страну, когда мама показывала ему карточки с флагами.
Екатерина Почтенная отмечает, что сын освоил многие бытовые навыки и не испытывает трудностей с социальной коммуникацией. Знает, как зовут родителей, где он живет и может рассказать о себе. При общении Павел отличается от других детей только речью. И только Екатерина Николаевна знает его другие особенности, характерные для ребенка с аутистическим расстройством. А еще Павел не любит, когда его трогают за голову, поэтому проблемно его постричь и расчесать, иногда не хочет надевать новую одежду.
– Сразу было сложно и сейчас временами думаешь, а что будет дальше. Но я надеюсь на лучшее. Мы живем здесь и сейчас, я радуюсь любым успехам Павла. Конечно же, мечтаю, чтобы сын окончил школу, в дальнейшем смог получить профессию. Он для меня самый лучший и любимый, несмотря на его особенности и странности, – говорит Екатерина Почтенная. – С каждым годом детей с аутизмом все больше. Я считаю, что нужно информировать людей и формировать у них толерантное отношение. Это то, чего сейчас не хватает в обществе.