Победители областной олимпиады по учебным предметам из СШ №4 рассказали о своих взглядах на обучение

Работа учителя никогда не будет бесполезной, открытая учеником книга обязательно оставит свой след в памяти, а приложенные усилия в приобретении знаний обязательно будут вознаграждены. Это точно знают восемь учащихся учреждений образования Шклова, которые с прошедшего областного этапа республиканской олимпиады по учебным предметам вернулись с дипломами. Причем пять из восьми наград завоевали ученики средней школы №4 г.Шклова.
Ежики не любят яблоки
Марина Балаханова, Валерия Перевоз и Иван Дорожкин представляли район на олимпиаде по биологии. Они не просто учатся в одной школе, они еще и одноклассники. А учитель по предмету у них – Наталья Владимировна Маскаленко. Сейчас она со своей ученицей Мариной находится на сборах для подготовки к следующему – республиканскому – этапу испытаний.
«Я с детства знаю, что стану врачом. Для этого нужны отличные знания по биологии, да и просто сама наука мне очень нравится, она безумно интересная», – не скрывает эмоций Валерия Перевоз. Она стала обладателем диплома III степени. Такой же результат был у нее и в предыдущие годы выступлений на интеллектуальных состязаниях. У ее друга – Ивана Дорожкина – в этом году тоже такой диплом. Ребята вместе шутят, занимаются биологией и вместе мечтают поступить в один медицинский вуз, чтобы их дружбе расстояние не стало преградой.
И Лера, и Иван заинтересованы в том, чтобы за время учебы в школе усвоить нужной информации как можно больше. Может, поэтому их занятия не ограничиваются школьными уроками – в помощь им и факультативы, и дополнительные занятия со своим педагогом, и, конечно, самостоятельная работа.
«Крокодилы плачут, когда едят, не от жалости, а из-за активности желез организма, ежики не любят яблоки и не питаются грибами, они предпочитают лягушек, червей и насекомых», – с ходу убеждают ребята, что биология – интересная наука.
Несмотря на то, что ее они штудируют досконально, у каждого из ребят есть и любимые биологические дисциплины. Для Леры – это микробиология со своим изучением вирусов и бактерий. Для Ивана ближе анатомия. И оба они уверены, что половина успеха на областной олимпиаде – это заслуга их учителя. «Наталья Владимировна достаточно строгий учитель, но с ней очень интересно. Она умеет мотивировать и объяснить материал так, что его потом стыдно будет не запомнить», – убеждают Лера и Иван.
«Я в душе кондитер»
Рассудительность и серьезность – это, пожалуй, наиболее яркие черты характера еще одной ученицы четвертой школы Анастасии Соловьевой, обладательницы диплома III степени в областной олимпиаде по физике.
Как заметил учитель физики Юрий Петрович Лисенков, Настя – вторая девочка из его учеников, которые за последние годы представляли СШ №4 на таком уровне. Все больше к точным наукам тяготеют представители сильной половины. Анастасия допускает, что предрасположенность передалась генетически: отец у нее программист, мама по образованию бухгалтер. И для нее самой физика и математика как-то ближе. Уже с 6 класса она стала побеждать на районных олимпиадах, а с 8-го ей начала покоряться и область.
«Еще в 8-9 классах каждый раз перед олимпиадой очень волновалась, а теперь захожу в аудиторию как к себе домой. Страха уже нет, и этот настрой на выполнение заданий – хорошая психологическая подготовка к предстоящему поступлению», – уверена девушка.
Безусловно, стремление Анастасии к изучению формул и законов всецело поддерживает и учитель физики. Юрий Петрович Лисенков признался, что главное для достижения успеха – желание самого ученика учиться и изучать новое.
«Чтобы быть победителем олимпиад по физике, нужна хорошая математическая база. Все больше я стараюсь относиться к своим ученикам как к равным. У каждого есть выбор – нужна ему физика или нет. Некоторые могут заниматься, а потом в один момент все бросить и не возвращаться. А есть те, которые и самостоятельно могут сделать практически невероятное», – размышляет с позиции опыта Юрий Петрович. Поэтому, главное в учебе, по его мнению, вызвать своими уроками интерес к предмету.
Помимо физики и в целом учебы, Анастасия увлекается компьютерными играми, рукоделием и кулинарией. «Я в душе кондитер», – улыбается Настя, добавляя, что выпечка всяких кондитерских шедевров – это еще одна ее страсть. Девушка отчасти шутя даже замечает, что и в этом деле без физики не обойтись.
Первая победа
«На областной олимпиаде я была впервые. Да, волновалась, влияло и то, что мама и учитель это один человек, но больше всего не хотелось подвести школу. Довольна ли выступлением? Конечно, не отказалась бы попробовать себя на Республиканском туре, но чуть – чуть не хватило баллов», – делится впечатлениями 10-классница Татьяна Голынец.
На областной олимпиаде по обществоведению она взяла диплом III степени. Причем выступала она с настроем не только не подвести учителя, но и оправдать надежды мамы. Обществоведением Татьяна заинтересовалась, наблюдая за Ангелиной Красаковой, которая уверенно шаг за шагом преодолевала испытания, и благодаря победе на заключительном этапе олимпиады получила заветные 100 баллов по предмету. Для Елены Михайловны не осталось незамеченным и то, что, придя в 9-й класс, Таня увлеклась предметом, стала больше читать научной литературы и смотреть фильмы философской тематики.
«Мы начали целенаправленную подготовку к олимпиаде. Эти испытания требуют большого кругозора и более детальной проработки, – убеждена Елена Михайловна Голынец. – Предмет сам по себе для детей достаточно сложен. Он включает в себя 4 основных направления – политика, экономика, духовная и социальная сферы, а также идеологию белорусского государства. За занятие для подготовки к олимпиаде иногда приходится вводить более 60 новых терминов. О том, что Таня материал усвоила, сказали ее 97 баллов из 100 на районном этапе».
И Елена Михайловна, и ее дочь уверены, что стать победителем по одному предмету нереально без уверенных знаний по другим. На областной олимпиаде, например, похвал Татьяна удостоилась и за почерк, в чем, несомненно, заслуга еще начальной школы, и за логику ответа, выстроенную благодаря урокам географии и истории, и за свой собственный стиль изложения, который невозможен без усвоения уроков языка и литературы.